Новости

Архив

06.07.2008  Концепция развития здравоохранения Алтайского края на период до 2013 года (часть 3)
7. Совершенствование технологий профилактики заболеваний и коррекции факторов риска, санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни среди населения

Основой деятельности специалистов первичного звена должна стать профилактика заболеваний и активное санитарное просвещение, включающее в себя обучение населения самопрофилактике и самообследованию, а так же самопомощи в угрожающих жизни ситуациях.

Мероприятия по организации профилактического дела должны быть направлены на:

− разработку стандартов донозологической диагностики и коррекции функциональных расстройств;
− ликвидацию разрыва между теоретическими основами профилактической медицины и практикой, скорейшего внедрения достижений клинической эпидемиологии, в том числе доказательной базы эффективности профилактических вмешательств в практическую работу ЛПУ и медицинского персонала;
− восстановление в органах здравоохранения и ЛПУ структур и лиц, обеспечивающих профилактические мероприятия и санитарное просвещение населения;
− активное участие медицинских специалистов в выработке общественной политики в области здорового образа жизни;
− формирование общественного мнения о необходимости подготовки и реализации концепции «Здоровая фирма» с тремя ее составляющими: укрепление здоровья персонала, обеспечение социальной и материальной поддержки коммунальных программ укрепления здоровья, а также соблюдение требований к продукции фирмы, которая должна способствовать и благоприятствовать сохранению и укреплению здоровья населения.
Основной задачей органов власти, общественных организаций и медицинских работников в деле санитарного просвещения является формирование у пациентов:
− приверженности (санитарной активности) к сохранению и восстановлению здоровья;
− мотивации и навыков по контролю за своим здоровьем;
− совершение своевременных и эффективных действий по восстановлению и сохранению здоровья;
− понимания необходимости, профилактики заболеваний и их осложнений.
Наиболее эффективной формой санитарного просвещения являются школы пациентов (бронхиальной астмы, артериальной гипертонии, сахарного диабета, «коронарные» и другие), основной задачей которых является:
− обеспечение активного информированного участия пациентов в профилактике, лечении и реабилитации;
− установление с пациентами доверительного контакта;;
− делегирование пациентам части ответственности за восстановление здоровья
− получение пациентом прецедента положительного изменения его здоровья;
− частичный перевод параметров контроля здоровья от врача к пациенту.

Пропаганда здорового образа жизни должна строиться с учетом данных социального маркетинга, который предусматривает «выращивание» ценности здоровья во всех социальных и возрастных группах, выявление и пропаганду в реальных сложившихся условиях осмысленной здоровой жизнедеятельности, включающей не только свод правил здорового образа жизни, но и демонстрацию успешного опыта, вполне достижимого и осуществляемого в условиях жизни края.
Стратегия формирования здорового образа жизни в Алтайском крае должна обеспечить:
− выявление мнения населения о его отношении к проблемам и препятствиям на пути сохранения и укрепления здоровья;
− дифференцированное влияние на важнейшие слои населения (неорганизованное сельское население, «проблемные» семьи, безработные, лица, находящиеся в интернатах, в том числе и пожилые люди, и др.);
− определение потребности населения в профилактике заболеваний и сохранения здоровья;
− доступность, в том числе и по форме изложения, для населения информации о причинах и последствиях нездоровья;
Кроме информационного образовательного воздействия социальный маркетинг должен создать такое социальное окружение, которое бы оказало поддержку положительным переменам.

8. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики

Кадровая политика в системе здравоохранения края на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанном на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий, создании эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению.
Основными задачами реформирования здравоохранения края в части кадровой политики являются:
1. Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы планирования подготовки и переподготовки кадровых ресурсов с учетом потребности отрасли, их рационального размещения и эффективного использования.
2. Развитие контрактной формы подготовки медицинских специалистов.
3 Обеспечение возможности своевременного прохождения постдипломной подготовки всем медицинским специалистам.
4. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования, на основе:
− постоянно действующих семинаров на ведущих клинических кафедрах АГМУ;
− проведения выездных обучающих семинаров, конференций и школ в медико-географических зонах;
− широкого использования дистанционных методов обучения;
− участия медицинских специалистов в научных конференциях, съездах, симпозиумах, подготовки и публикации научных трудов.
5. Целевая подготовка кадров для проведения высокотехнологичных и интервенционных методик и других инновационных технологий диагностики и лечения;
6. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение специалистов для работы в сельских лечебно-профилактических учреждениях и по закреплению их на селе, в том числе нормативной и правовой базы для сохранения и расширения социальных льгот и совершенствование системы оплаты труда медицинским работникам сельской местности;
7. Повышение уровня жизни работников здравоохранения, внедрение нормированной системы оплаты труда (НСОТ), в соответствии с уровнем квалификации медицинского работника, сложностью и объемами выполняемой им работы, а так же результатов труда и обеспечивающей высокую мотивацию к повышению качества оказываемой медицинской помощи.
8. Обеспечение правовой и социальной защиты работников отрасли, дальнейшее развитие государственного и социального страхования, повышение эффективности мероприятий по охране труда.
9. Обеспечение участия медицинских Ассоциаций в формировании врачебного и медицинского самоуправления.
Реализация вышеуказанных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохраненияколичественного и качественного состава работников отрасли развития кадровых ресурсов в соответствии с требованиями практического здравоохранения, требованиями действующего законодательства и состояния рынка труда

9. Дальнейшее развитие законодательной и нормативно-правой базы здравоохранения края

Развитие нормативно-правовой базы здравоохранения Алтайского края должно отвечать требованиям российского законодательства, в контексте защиты прав человека и гражданина в области охраны здоровья и будет осуществлено по следующим направлениям:

9.1. Принятие закона Алтайского края «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края». Данный правовой акт будет наделен статусом общего закона, регулирующего вопросы охраны здоровья граждан на уровне субъекта Российской Федерации. Процедура внесения в дальнейшем соответствующих изменений в упомянутый закон будет связана с развитием законодательства федерального уровня.

9.2. Совершенствование законов Алтайского края, дополняющих закон Алтайского края «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края», а именно:
«О предупреждении распространения в Алтайском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», устанавливающего правовые нормы, определяющие порядок финансирования мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения;
«О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае», закрепляющего организационные и правовые основы государственной политики в области предупреждения туберкулеза, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Алтайского края.
«О психиатрической помощи в Алтайском крае», устанавливающего организационные, экономические и правовые основы в области охраны психического здоровья, организации психиатрической помощи на территории Алтайского края.
«О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае», регулирующего отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании в Алтайском крае и направленного на создание организационных и правовых гарантий для осуществления системы мер в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Алтайского края.
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае», устанавливающего организационные, экономические и правовые основы в области организации прививочного дела в Алтайском крае, направленного на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней и призванного обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения края.

9.3. На основании статей 5 и 6 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, субъекты Федерации вправе принимать региональные целевые программы по следующим основным направлениям:

- развитие здравоохранения;
- профилактика заболеваний;
- оказание медицинской помощи;
- медицинское образование населения.
Региональные программы позволяют регламентировать отдельные специфичные для края мероприятия в сфере здравоохранения и иметь гарантированные дополнительные средства для их выполнения.
Необходима так же разработка нормативных документов по защите прав пациентов, страховании профессиональной ответственности медицинских работников и деятельности медицинских Ассоциаций.

10. Основные направления развития информатизации здравоохранения Алтайского края

Целью информатизации здравоохранения края является информационная поддержка принятия управленческих решений, направленных на повышения эффективности функционирования здравоохранения, улучшение здоровья и увеличение продолжительности населения края.
Достижение поставленной цели предполагает:

10.1. Реализацию комплекса мер по защите медицинской информации и персонифицированных данных, хранящейся в ЛПУ и передаваемой в АКМИЦ и ТФОМС от утраты и несанкционированного использования.
10.2. Создание единой корпоративной сети передачи данных (КСПД) здравоохранения и системы ОМС Алтайского края путем развития
КСПД ТФОМС.

В настоящее время территориальным фондом ОМС Алтайского края уже создана на основе ADSL - связи, в которую включены более 120 ЛПУ, работающие в системе ОМС и АКМИАЦ. Дальнейшее расширение сети путем включения в нее ЛПУ не работающих в системе ОМС на условиях трехсторонних соглашений (ЛПУ, ТФОМС, Алтайтелеком) и расширение ее функциональности за счет возможности использования для целей дистанционного консультирования, позволит создать единую КСПД здравоохранения края и системы ОМС, которая позволит:
− существенно повысит оперативность и надежность документообмена между Главным управлением, ТФОМС и ЛПУ и перейти от документообмена к документообороту;
− повысить защищенность передачи информации, в том числе и персонифицированной;
− приступить к формированию Центрального хранилища данных и обеспечение удаленного доступа к нему;
− расширить возможности ЛПУ в дистанционном консультировании.

10.3. Создание электронной диспетчерская службы по этапам:

I этап (2008г.)
– пилотное внедрение. На данном этапе предполагается: доработка программного обеспечения с учетом выявленных проблем при внедрении, разработка формализованных направлений; разработка и принятие нормативных документов (регламентирующих приказов) на основе опыта внедрения в пилотных ЛПУ; проведение социологических исследований эффективности использования технологии в пилотных ЛПУ.
II этап (2009-2010гг.)
- внедрение технологии во всех ЦРБ и городских поликлиниках. На данном этапе одновременно с внедрением предполагается доработка модуля мониторинга контроля выполнения рекомендаций краевых специалистов и контроля повторных консультаций.

III Этап (2010-2011гг.)
− совершенствование технологии на основе опыта внедрения; создание Центрального Сервера Консультаций; перевод программного обеспечения на Web-технологии.
− разработка и внедрение АРМов врача поликлиники и стационара на основе электронной амбулаторной карты (ЭАК) и электронной истории болезни (ЭИБ);
− формирование оперативной (мониторинг) и годовой (статистической) информации и БД регистров в ЛПУ на основе персонифицированных данных, полученных при эксплуатации ЭАК и ЭИБ 2010 -2013гг.;

10.4 Развитие региональной телемедицинской сети по направлениям:

− телеконсультирование по приоритетным службам: детство и родовспоможение, флюородиагностика, сосудистая патология, кардиология, дерматология;
− проведение управленческих мероприятий на основе видеоконференцсвязи;
− телеобучение.

11. Информационная открытость здравоохранения, связь с институтами гражданского общества.
Формирование общественных механизмов регулирования работы медицинских учреждений и широкое участие населения и общественных организаций в деятельности системы здравоохранения края будет обеспечено за счет:
1. Создания общественных и попечительских советов лечебно - профилактических учреждений.
2. Постоянного взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации путем:
− систематических встреч начальника Главного управления, его заместителей и главных специалистов с руководством общественных организаций для обмена мнениями о работе органов и учреждений здравоохранения;
− регулярных размещений в средствах массовой информации и интернет - сайтах пресс-релизов Главного управления, сообщений о значимых событиях повседневной работы органов здравоохранения и лечебно - профилактических учреждений;
− систематического проведения пресс-конференций и брифингов руководства и специалистов Главного управления, главных врачей краевых, городских и центральных районных больниц;
− использование для общения с населением современных информационных технологий (Интернет – форумы, блоги ведущих специалистов, интернет-конференции в режиме реального времени;
− активной пропаганды и социальной рекламы здорового образа жизни;
− создания «горячих линий» и телефонов доверия по актуальным проблемам оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
− разработки единых подходов к оформлению и поддержке содержания информационных стендов в поликлиниках и больницах;
− проведения активной издательской политики.
3. Повышения роли Врачебных Ассоциаций и Ассоциации средних медицинских работников в реформировании здравоохранения, формировании общественных механизмов регулирования деятельности медицинских специалистов на основе создания законодательной и нормативно-правовой базы деятельности Ассоциаций, обеспечивающей:
участие Ассоциаций в:
− правовой, социальной, финансовой и моральной защите интересов медицинских работников;
− проведении аттестации и сертификации медицинских специалистов, лицензировании медицинской деятельности;
− формировании тарифов на медицинские услуги;
− разработке медицинских стандартов;
− в подборе кандидатур при назначении на должность главных специалистов по медицинским специальностям;
− в организации повышения квалификации медицинского персонала, своевременном обеспечении специалистов необходимой медицинской информацией;
− а так же ответственность Ассоциаций за формирование у медицинских работников персональной юридической и финансовой и моральной ответственности за результаты своей деятельности.


12. Механизмы реализации Концепции и ожидаемые конечные результаты

В настоящее время Минздравсоцразвития РФ проводит широкое обсуждение Концепции развития здравоохранения РФ на период до 2020 года. Кроме того, в Государственной Думе РФ готовятся поправки в законодательную базу здравоохранения: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ», «О защите прав пациента», «О профессиональной ответственности». Принятие этих значимых документов, должно изменить многие аспекты деятельности органов и учреждений здравоохранения. В связи с этим, в настоящей Концепции не нашли отражение такие значимые стороны деятельности системы государственного здравоохранения как отношение с частным и ведомственным здравоохранением, вопросы взаимодействия со страховыми организациями, добровольного медицинского страхования и платных услуг и ряд других вопросов, не имеющих в настоящее время четкой правовой основы.
Вместе с тем, участие здравоохранения края в основных Государственных программах: («Кровь», «Сосуды», «Безопасность дорожного движения», «Центры высоких медицинских технологий») требует скорейшего перехода на инновационный путь развития, так как именно он дает возможность наиболее эффективного использования вкладываемых ресурсов и скорейшего получения позитивных изменений в здоровье населения края.
Принятие настоящей Концепции создает научно обоснованную базу для разработки осуществления краевым и муниципальным органами власти комплекса мер (краевой и муниципальных программ) по коренному улучшению оказания медицинской помощи населения края.
Разработка мероприятий по реализации настоящей Концепции предполагает необходимость их тесного увязывания со всеми действующими федеральными и краевыми целевыми программами, в том числе краевой целевой программой «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» (после ее принятия), и краевой инвестиционной программой.
Реализация данных мероприятий будет осуществляться принятием необходимых правовых, нормативных и распорядительных актов на краевом и муниципальных уровнях. По мере изменений Федерального законодательства, в настоящую Концепцию и программу по ее реализации будут вноситься соответствующие дополнения и изменения.
Контроль за реализацией Концепции предполагается возложить на Главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности, а так же на общественный Совет, в который будут входить ведущие специалисты, руководители и ветераны здравоохранения, ученые АГМУ, а так же представители общественных организаций.
Для осуществления контроля за реализацией Концепции будет использован автоматизированный мониторинг основных демографических показателей и показателей заболеваемости, показателей динамики основных ресурсов здравоохранения и эффективности их использования, а также структуры оказания и финансирования медицинской помощи.
Основным результатом реализации Концепции должна стать стабилизация и последующее улучшение показателей здоровья населения Алтайского края, сокращение потерь здоровья от управляемых системой здравоохранения причин, и, как результат, увеличение продолжительности активной жизни.

Наши партнёры