Новости

Архив

06.07.2008  Концепция развития здравоохранения Алтайского края на период до 2013 года. (часть 1)

2. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения края, ликвидация диспропорций между основными видами медицинской помощи
Меры по повышению структурной эффективности направлены на ликвидацию диспропорций в объемах оказания основных видов медицинской помощи и предусматривают:
1.опережающее развитие амбулаторно-поликлинических видов медицинской помощи за счет:
1.1 эффективного использования имеющегося диагностического оборудования, внедрения современных медицинских и организационных технологий амбулаторно-поликлинической помощи;
1.2 развития стационарозамещающих технологий (дневных стационаров, стационаров на дому, амбулаторной хирургии);
1.3 развития сети общих врачебных практик и, в первую очередь, на базе участковых больниц и врачебных амбулаторий с оснащением, соответствующим утвержденному табелю;
1.4 повышения эффективности работы медицинских специалистов на основе широкого внедрения информационных технологий (автоматизированные рабочие места врача и медсестры, ведение электронных амбулаторных карт);
1.5 внедрения технологии дистанционной записи на консультативные приемы и госпитализацию в краевые лечебно-профилактические учреждения и развития дистанционного консультирования (телемедицинские консультации);
1.6 повсеместного развития выездных форм медицинской помощи: на уровне центральных районных больниц врачебной и отдельных видов специализированной; на уровне межрайонных специализированных отделений и центров и краевых лечебно-профилактических учреждений – специализированной, путем создания специализированных врачебных бригад для работы в сельских районах края (передвижные пункты диагностики);
1.7 открытие во всех межрайонных отделениях специализированных амбулаторно-поликлинических приемов соответствующего профиля.
2. реструктуризацию объемов дорогостоящей круглосуточной стационарной помощи путем ее перемещения на этапе первичной медико-санитарной помощи во внебольничный сектор, а так же за счет:
2.1 приведения обеспеченности койками с круглосуточным пребыванием пациентов к нормативам по объемам стационарной помощи (числа госпитализаций и числа койко-дней);
2.2 сокращения малочисленных «специализированных» коек, развернутых в ЦРБ, на которых не обеспечивается выполнение стандартов оказания специализированной помощи;
2.3 дифференциации коек по ресурсоемкости в пределах одного лечебного учреждения или различных лечебно-профилактических учреждений (интенсивное лечение, активное лечение, долечивание, восстановительное лечение, сестринский медицинский уход) и определения порядка их финансирования;
2.4 передачи медицинских учреждений и коек, выполняющих преимущественно социальную функцию по содержанию лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, в учреждения Главалтайсоцзащиты, либо заключение договоров на оказание социальной помощи, выполняемой в учреждениях здравоохранения;
2.5. увеличения объемов высокотехнологичной и специализированной «интервенционной» медицинской помощи;
2.6 внедрения на основе информационных технологий централизованной диспетчеризации потоков пациентов, нуждающихся в специализированной консультативной и стационарной помощи и автоматизированного контроля за исполнением врачебных рекомендаций;
3. совершенствование работы скорой медицинской помощи:
3.1 приведение состава бригад скорой медицинской помощи к штатным нормативам (в особенности в сельской местности);
3.2 организация системы непрерывного обучения и аттестации сотрудников скорой медицинской помощи;
3.3 обеспечение более эффективного уровня преемственности между скорой медицинской помощью и амбулаторно-поликлиническим звеном, и, в первую очередь, участковыми службами;
3.4 подготовка «парамедиков» среди персонала служб жизнеобеспечения (милиции, инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной службы, инструкторов-реаниматоров на опасных производствах) а также населения;
3.5 расширение радиусов обслуживания сельского населения отделениями скорой медицинской помощи и создание филиалов скорой медицинской помощи на базах участковых больниц, врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов;
3.6 создание трассовых бригад скорой медицинской помощи, организация их подготовки и переподготовки их персонала;
3.7 дальнейшее развитие службы медицины катастроф и специализированной скорой медицинской помощи (санитарно-авиационной) путем создания дополнительных филиалов Краевого центра медицины катастроф;
3.8 внедрение в работу скорой медицинской помощи и медицины катастроф современных систем навигации и телемедицинского консультирования в режиме on-line;
3.9 снижение затрат на скорую медицинскую помощь за счет исключения из ее работы выполнение несвойственных функций.
4. дальнейшее развитие принципов этапности в оказании медицинской помощи: 4.1 преимущественное оказание первичной медико-санитарной помощи на уровне городских и муниципальных районов - в рамках базовых специальностей: - «лечебное дело», «общая педиатрия», «общая терапия», «общая хирургия», «акушерство и гинекология», «инфекционные болезни» и «травматология», в соответствии с разработанными и утвержденными стандартами;
4.2 оказание специализированной врачебной помощи в медико-геграфических зонах на основе дальнейшего технологического развития специализированных межрайонных отделений и центров, совершенствования их материально-технической базы и кадрового обеспечения, повышения преемственности в работе с центральными районными больницами;
4.3 развитие специализированных видов помощи на основе инновационных технологий, обеспечивающих достижение максимального медицинского, социального и экономического эффекта.
Реализация мер по реструктуризации основных видов помощи на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи и приведению к нормативам сетевых показателей осуществляется путем их согласования с соответствующими органами власти и внесения в планы социального развития муниципальных районов и городских округов.
Высокий уровень преемственности в оказании первичной медико-санитарной и различных видов специализированной помощи обеспечивается за счет развития сельской сети общих врачебных практик, имеющих филиалы отделений скорой медицинской помощи; внедрения дистанционного консультирования и других телемедицинских и информационных технологий.

3. Развитие сельского здравоохранения

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила существенно повысить технический потенциал сельских поликлиник, служб детства и родовспоможения, скорой медицинской помощи, создала основу для развития кадрового потенциала. В связи с этим, с учетом современных социально-экономических условий села, уровня жизни и состояния здоровья сельского населения края, основной задачей руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов края должно стать сохранение необходимых медицинских учреждений, дальнейшее развитие их материально – технической базы и создание условий для привлечения молодых специалистов.
Меры по повышению эффективности функционирования сельского здравоохранения, обеспечению качества и доступности сельским жителям всех видов медицинской помощи включают:
1. Повышение ответственности сельских муниципальных органов власти за организацию первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи в соответствии с полномочиями муниципальных образований в сфере здравоохранения в том числе:
− повышение эффективности использования бюджетных средств в сельском муниципальном здравоохранении за счет разработки и реализации целевых муниципальных медицинских программ, направленных на решение наиболее актуальных проблем охраны здоровья жителей села;
− создание попечительских Советов сельских медицинских учреждений и вовлечение общественных организаций в работу по совершенствованию сельского здравоохранения;
− приведение технического состояния зданий и сооружений сельских учреждений здравоохранения к действующим нормативам (СНИП), обеспечивающим комфортное и безопасное пребывание пациентов и соответствующие условия труда медицинских работников;
− разработке и реализации комплекса мер, направленных на решение проблем кадрового обеспечения сельских медицинских учреждений, в том числе: оплаты договоров по целевому направлению абитуриентов на обучение в медицинские образовательные учреждения за счет бюджета муниципального образования; приглашение врачей на работу по индивидуальным контрактам; строительство жилья на льготных условиях для медицинских работников.
2. Разработку и утверждение региональных стандартов первичной медико-санитарной помощи по базовым специальностям: «лечебное дело», «общая педиатрия», «общая терапия», «общая хирургия», «акушерство и гинекология», «инфекционные болезни» и «травматология».
3. Развитие реанимационных отделений и палат в центральных районных больницах, укомплектование их современной аппаратурой, обеспечивающей проведение реанимационных мероприятий и последующее интенсивное наблюдение и лечение (наркозно-дыхательные аппараты, мониторы, дефибрилляторы, автоматические дозаторы лекарственных препаратов и др.).
4. Коренное улучшение работы отделений скорой медицинской помощи за счет:
− разработки и принятия регламента оказания скорой медицинской помощи на территории муниципального района с опубликованием его в средствах массовой информации;
− приведения состава бригад скорой медицинской помощи к штатным нормативам;
− открытие филиалов отделений скорой медицинской помощи в участковых больницах, врачебных амбулаториях и общих врачебных практиках;
− повышения преемственности между скорой медицинской помощью и амбулаторно-поликлиническим звеном, и, в первую очередь, участковыми службами;
− организации системы непрерывного обучения и аттестации сотрудников скорой медицинской помощи;
− исключение возможности использования скорой медицинской помощи для выполнения несвойственных ей функций.
5. Стандартизацию диагностических методик во всех медицинских учреждениях края, обеспечивающую возможность постановки клинических диагнозов в муниципальных, в том числе и сельских лечебно-профилактических учреждениях и исключающую повторное проведение распространенных диагностических исследований в специализированных учреждениях и центрах высоких технологий для повторного обследования за счет личных средств больных.
6. Повышение структурной эффективности сельского здравоохранения за счет:
− последовательного развития сети общих врачебных практик, в первую очередь на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий, оснащенных в соответствии с утвержденным табелем;
− перемещения части объемов стационарной помощи в поликлинический сектор с развитием стационарозамещающих технологий (дневных стационаров, стационаров на дому, кабинетов амбулаторной хирургии);
− приведения обеспеченности койками с круглосуточным пребыванием пациентов к нормативам по объемам стационарной помощи, с дифференциацией коечного фонда по степени интенсивности;
− концентрация коечного фонда, выполняющего социальные функции по содержанию лиц пожилого возраста, инвалидов и недееспособных одиноких граждан в муниципальном районе в пределах одного медицинского учреждения, для передачи их в учреждения Главалтайсоцзащиты, либо оказания социальной помощи, указанной категории граждан на условиях договора с органами социальной защиты.
7. Развитие выездных форм медицинской помощи, как на уровне центральных районных больниц, так и на уровне специализированных отделений и центров и краевых лечебно-профилактических учреждений для приближения специализированной помощи жителям отдаленных сел.
8. Широкое использование телемедицинских, информационных телекоммуникационных технологий для обеспечения дистанционной автоматизированной записи на прием в краевые консультативные поликлинические учреждения и запросов на плановые госпитализации, проведения дистанционного консультирования и обучения.
9. Возможность создания межрайонных отделений по основным специальностям (родовспоможение, хирургия, неврология), а так же долечивания и реабилитации, на базе крупных ЦРБ, обеспеченных необходимым оборудованием и имеющим достаточное количество квалифицированных специалистов.
10. Внедрение в работу сельских лечебно – профилактических учреждений стандартов и технологий раннего выявления заболеваний и проведение отбора контингентов для оказания высокотехнологичной и интервенционной медицинской помощи.
11. Развитие отделений долечивания и реабилитационной базы центральных районных и участковых больниц и участие (возможно на конкурсной договорной основе) в проведении, за счет средств социального страхования, восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий, пациентам, получившим высокотехнологичную и интервенционную медицинскую помощь.
12. Активизацию работы по санитарному просвещению, в том числе школ пациентов, воспитанию санитарной культуры населения, активной пропаганды и рекламирования здорового образа жизни, вовлечение в эту работу руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и общественных организаций.

Наши партнёры