Новости

Архив

16.03.2008  Системное реформирование здравоохранения
В настоящее время в Российской Федерации и Алтайском крае идут процессы системного реформирования здравоохранения в секторах оказания как первичной, так специализированной медицинской помощи.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ приказом от 05.02.2008 №48 создало федеральную комиссию по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года.
В Алтайском крае имеется определенная специфика организации охраны здоровья, т.к. доля населения, проживающего в сельской местности, составляет более 47%.
В этой связи, одной из главной проблем остается обеспечение равнодоступности для всех жителей края в получении необходимой медицинской помощи.
В настоящее время по поручению Губернатора А.Б. Карлина ведется разработка важнейших документов: Программы демографического развития и Концепции развития специализированной помощи на 2008-2012 годы.
ПНП «Здоровье»
В 2007 году ЛПУ края получили материальных ресурсов на сумму более 1 458 млн. рублей, а в целом (за 2006 – 2007 годы) почти на 3 млрд. руб., что превысило прогнозные расчеты. Дополнительные денежные выплаты повысили значимость участковой службы: почти в 2 раза возросла численность участковых врачей, а число врачебных участков увеличилось с 1010 в 2005г. до 1700 в 2007 г., из них почти половина создана на селе.
За 2006 – 2007 годы в 119 учреждений здравоохранения поставлено 932 единицы диагностического оборудования на сумму 720 млн. руб., что позволило увеличить объемы диагностических исследований, сократить средние сроки их ожидания для пациентов с 5 до 2 дней, улучшить выявление заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь онкологических.
За два года реализации Проекта практически полностью обновлен санитарный автопарк подразделений скорой помощи, которые получили 363 санитарных автомобиля со специальным оборудованием, в том числе 3 реанимобиля на сумму 180,0 млн. рублей.
Объемы высокотехнологичной медицинской помощи возросли более чем в 2,5 раза, в 2007 году ее получили 1377 жителей края. По квотам федерального центра высокотехнологичная помощь по травматологии и ортопедии оказана 230 пациентам в ГБ№1 г.Барнаула, в том числе 220 жителям края.

Совместное решение

Реализация ПНП «Здоровье» проходила при активном участии Администрации края и муниципальных образований. В 2007году софинансирование из консолидированного бюджета края составило более 335 млн. руб.. Дополнительные ресурсы, полученные по ПНП и реализация соглашений между Главным управлением и администрациями муниципальных образований о совместном ведении муниципального здравоохранения, обеспечили в 2007 году «прорыв» в решении одной из наиболее значимых для здравоохранения села проблем – лицензирования. В 2007 году подавляющее большинство сельских ЛПУ получили лицензии, в том числе 890 ФАПов.
Законом Алтайского края утверждена 21 целевая программа в области здравоохранения на 2007 – 2011 годы с общим финансированием около 800 млн. руб. В 2007 году на реализацию краевых целевых программ выделено 232,7 млн. рублей. Существенно увеличено финансирование программ, направленных на развитие специализированной медицинской помощи, в том числе кардиохирургической более чем в 2 раза, онкологической - в 4 раза.


Проблемы - село

Проводимые преобразования в секторе первичной медико-санитарной помощи достигли определенных позитивных результатов, но проблемы обеспечения доступности и качества медицинской помощи жителям края еще далеки от решения.
В 2007г. уровень общей и преждевременной смертности в селе на 9,2% превышает показатель по городам, а темпы ее снижения (в сравнении с 2006 годом) существенно ниже, чем у городского населения. Более высок уровень смертности сельских жителей от болезней системы кровообращения и органов дыхания, а так же внешних причин смерти, в том числе самоубийств и отравлений алкоголем. Еще более существенно превышение на селе показателей младенческой и перинатальной смертности.
Более низкий, чем в городе уровень жизни сельчан, зачастую неблагоприятные условия труда и быта, недостаточно развитая транспортная инфраструктура обуславливают необходимость функционирования большой, экономически затратной сети сельского здравоохранения. Содержать такую сеть в современных экономических условиях чрезвычайно сложно, но мы обязаны ее сохранить в силу указанных объективных условий.
Село – перспективы

Для жителей малых сел ФАП – это главное учреждение социальной сферы. Чтобы сохранить социальную сферу села Губернатором края А.Б. Карлиным даны соответствующие поручения, запрещающие не только закрытие, но понижение статуса лечебных и образовательных учреждений. Такие решения могут быть приняты только на общих сходах населения.
Развитие общих врачебных практик на селе мы считаем наиболее перспективной формой работы, которая находит поддержку у руководителей администраций сельских районов и главных врачей ЦРБ. В настоящее время в крае развернуто 97 общих врачебных практик, мы планируем открывать ежегодно до 10 ОВП на базе сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Оснащение вновь открывающиеся ОВП медицинским оборудованием обеспечит краевая целевая программа «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на период 2007-2011 гг.» с годовым объемом финансирования 1 млн. руб.

О концепции

В соответствии с Законом 131 ФЗ полномочия по оказанию специализированной помощи отнесены на уровень субъекта РФ, а приоритеты в ее развитии по видам, определяются структурой основных потерь здоровья населения от заболеваемости, инвалидности, смертности.
Идеология разрабатываемой концепции направлена на повышение доступности и совершенствование ранней уточняющей диагностики наиболее значимой в социальном отношении патологии и предотвращение угрожающих жизни осложнений, а так же максимально короткие сроки оказания помощи при их возникновении (в пределах «терапевтического окна») с использованием современных «агрессивных» технологий лечения и реабилитации.
Для финансирования мероприятий по развитию специализированной медицинской помощи будут направлены средства действующих краевых целевых программ и разрабатываемой Программы демографического развития Алтайского края на период до 2015 года. Кроме того, значительная часть финансовых ресурсов будет привлечена из Федерального центра в рамках ПНП.


Примеры системного решения

Основные проблемы здоровья населения связаны с болезнями системы кровообращения, на долю которых приходится более 25% потерь от инвалидности и 55% от смертности. Об эффективности работы кардиологической службы свидетельствует последовательное снижение летальности и смертности от наиболее жизнеопасной патологии – острого инфаркта миокарда. Ежегодно в крае регистрируется около 2,5 тысяч ОИМ. В 2007 году общая смертность от ОИМ снизилась на 9,3%, в трудоспособном возрасте – почти на 30%, а по данным 2006 года этот показатель был самым низким в СФО.
Для совершенствования кардиологической помощи населению края нами внедрена система круглосуточной дистанционной передачи ЭКГ у больных с острой коронарной патологией «ТелеАльтон». Основная цель внедрения – своевременная уточняющая диагностика и снижение сроков доставки пациентов для оказания специализированной, в том числе и кардиохирургической помощи. В настоящее время система охватывает районы в радиусе 100 км от Барнаула. Расширение ее действия на всю территорию края позволит нам обеспечить широкое внедрение системного тромболиза; целевое направление потоков пациентов в межрайонные кардиологические отделения, будет способствовать формированию листов ожидания для кардиохирургической помощи.
Вступивший в строй новый корпус кардиодиспансера с 5-тю операционными и набором служб, соответствующих стандартам JMP, позволит увеличить объемы кардиохирургической помощи, в том числе операций с искусственным кровообращением до 1000 в год. Спектр кардиохирургической помощи будет расширен за счет оказания ее новорожденным и детям первого года жизни, а также пациентам с нарушениями ритма сердца. Мы претендуем на получение федеральных квот для оказания высокотехнологичной кардиохирургической помощи.
В структуре смертности от БСК почти 19% приходится на долю острых цереброваскулярных заболеваний, абсолютные потери населения от ЦВБ превышают потери от острого инфаркта миокарда в 7,5 раз, а трудоспособного населения более чем в 5 раз. В 2007 году отмечено снижение как общей (на 7,3%), так и преждевременной (на 5,2%) смертности от данной патологии. Проблема оказания специализированной помощи при ЦВБ будет в значительной степени решена за счет создания Регионального нейрососудистого центра. Основные отделения центра будут развернуты на базе краевой клинической больницы, кроме того в его составе определены 3 первичных неврологических отделения в городских больницах №5 и №11 г.Барнаула и ЦГБ г. Бийска.
Охрана материнства и детства остается приоритетным направлением в здравоохранении края. Для дальнейшего развития специализированной акушерской и гинекологической медицинской помощи предполагается организация на базе Краевой клинической больницы центра эктрагенитальной патологии беременным с возможностью родоразрешения, а так же центра интенсивной терапии тяжелых акушерских осложнений. Дальнейшее развитие получат: краевой перинатальный центр, а так же межрайонные перинатальные центры в городах Бийске, Рубцовске и Славгороде. На базе ГБ №11 г. Барнаула уже организован межрайонный перинатальный центр для Барнаульской МГЗ. Предполагается так же организация отделения детской гинекологии.
Чтобы обеспечить преемственность между государственными и муниципальными медицинскими учреждениями края по ведению пациентов, получивших специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, на базах Краевой клинической больницы и Краевой клинической детской больницы будет организована краевая врачебно-диспетчерская служба. Диспетчеризация и управление потоками больных должно аналогичным образом быть организовано и на уровне ЦРБ.
Для обеспечения эффективной деятельности здравоохранения края предлагается дальнейшее развитие современных технологий управления отраслью таких как програмно-целевой подход, бюджетирование, ориентированное на результат, стандартизация деятельности, разработка административных регламентов, мониторинг медико-демографической ситуации и результативности деятельности медицинских учреждений, а так же использование единых подходов к планированию, нормированию, финансированию, лицензированию и сертификации медицинских организаций; обеспечение медицинских учреждений современными средствами связи и доступом в интернет.
ИТОГИ –2007

Главным итогом деятельности здравоохранения края 2007 году и второго года реализации ПНП «Здоровье», стало продолжение позитивной динамики состояния здоровья населения края, отразившееся в основных демографических показателях.
Так, уровень рождаемости в сравнении с 2006 годом возрос на 10,9% до 11,2 промилле, число родившихся увеличилось на 2615 детей. Показатель общей смертности снизился на 2,0% - до 14,9 промилле, число умерших сократилось на 1156 человек.
Смертность трудоспособного населения снизилась на 5,4% - до 7,0 (на 1тыс. нас. трудоспособного возраста), число умерших трудоспособных граждан сократилось на 659 человек. Показатель младенческой смертности снизился на 8,0% - до 10,3 на 1тыс. родившихся живыми, показатель перинатальной смертности снизился на 9,6% до 8,5 на 1тыс. родившихся живыми и мертвыми.
Наиболее значительным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения. Показатель естественного прироста возрос на 27,5% - до (-3,6 промилле), абсолютная убыль населения за счет превышения смертности над рождаемостью снизилась на 3770 чел.
Произошло так же снижение показателя общей инвалидности на 42,5% и инвалидности в трудоспособном возрасте на 16,7%.
Вместе с тем, по уровню рождаемости, общей и младенческой смертности мы еще не достигли показателей РФ.

Наши партнёры