«Мы и здоровье» |
Руководителю здравоохранения№12 (259) от 25 июня 2009г.ОПЫТ КОЛЛЕГ На состоявшейся в Барнауле 17 - 18 июня межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Психическое здоровье молодого поколения: региональный, социально-демографический, превентивный аспекты» выступила главный психиатр Алтайского края, д.м.н., профессор Оксана Анатольевна Голдобина. Текст ее выступления предлагаем вниманию читателей журнала. Системный подход к охране психического здоровья, обеспечению качества психиатрической помощи на территории Алтайского края Значимость проблемы охраны психического здоровья не вызывает сомнения. Ее решение невозможно без участия всех структур, институтов общества и власти. Роль системы здравоохранения в данном процессе – одна из центральных, как в организации межведомственного взаимодействия в вопросах превенции психической патологии, так и в обеспечении доступности и качества оказания специализированной помощи. На сегодняшний день на государственном уровне отсутствует концепция охраны психического здоровья нации в реальных социально-экономических условиях, не разработаны модели организации психиатрической службы с учетом особенностей различных регионов нашей страны, имеет место выраженный дефицит ее финансового обеспечения. Изложенное определяет актуальность разработки и внедрения на региональном уровне организационных технологий, направленных на усиление роли здравоохранения в управлении процессами охраны психического здоровья населения. К территориям, предпринимающим определенные шаги в данном направлении, относится Алтайский край. К факторам, негативно влияющим на показатели общественного здоровья и демографическую ситуацию в крае, относятся: · семипалатинский исследовательский полигон, оказавший непосредственное радиационное воздействие на поколение 50–60-х годов, на последующие поколения - в виде «генетического эффекта», · космодром «Байконур» (комплекс факторов, обусловленных падением фрагментов вторых ступеней ракет-носителей), · неблагоприятная возрастная структура населения, с более высокой, чем в среднем по Сибирскому Федеральному округу, долей лиц старших возрастов. В последние десятилетия сформировались негативные тенденции в состоянии психического здоровья жителей региона, более выраженные, чем в среднем по Российской Федерации. Основные показатели, его характеризующие (общая заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами; инвалидность вследствие наличия психической патологии; уровень самоубийств) значительно превышают аналогичные средние по РФ. В Алтайском крае на конец 2008 г. психиатрическую помощь получали 114.235 человек (63,5% из них - лица, страдающие непсихотическими психическими расстройствами), показатель общей заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами составил 4554,0 на 100 тыс. населения (РФ (2008 г.) – 2693,1). Из общего количества лиц, получающих психиатрическую помощь: детей – 26.176 (7126,0 на 100 тыс. нас.; РФ (2008 г.) – 2924,6), подростков - 7519 (7951,8 на 100 тыс. нас.; РФ (2008 г.) – 3701,3). 23.078 жителей края имели группу инвалидности по психическому заболеванию (920,0 на 100 тыс. нас.; РФ (2008 г.) – 718,3), из них 4499 – дети и подростки (974,0 на 100 тыс. нас.; РФ (2008 г.) – 436,2). В 2008 г. в крае совершенно 1047 суицидов (41,7 на 100 тыс. нас.), число признанных негодными к воинской службе вследствие наличия психического расстройства составило 1933 человека. На сегодняшний день психиатрическая служба Алтайского края представлена 7 ЛПУ психиатрического профиля и 3 психиатрическими отделениями при многопрофильных больницах, а также психиатрическими кабинетами при центральных районных больницах. Помощь оказывается по принципу медико-географического зонирования (в крае сформировано 7 медицинских округов). Мощность психиатрических стационаров – 1795 коек, полустационаров – 685 мест. При ЛПУ психиатрического профиля развернуто 145 коек сестринского ухода. Мест в лечебно-трудовых мастерских – 65. Кадровый потенциал службы: 225 психиатров, 30 психотерапевтов, 95 клинических психологов, 20 специалистов по социальной работе и 24 социальных работника. Основные задачи, определившие деятельность психиатрической службы в последние годы: · обеспечение доступности и качества оказания специализированной помощи как городскому, так и сельскому населению края, · обеспечение структурной эффективности службы с максимальным использованием имеющегося ресурсного обеспечения, · снижение уровня инвалидизации населения вследствие наличия психического заболевания, уменьшение распространенности аутоагрессивного поведения, · обеспечение межведомственного, междисциплинарного взаимодействия в вопросах превенции, раннего выявления психических и поведенческих расстройств. В 2002 г. в крае была разработана и на сегодняшний день реализована «Концепция развития психиатрической службы». В рамках которой, с целью достижения доступности и качества оказания специализированной помощи, структурной эффективности службы, была проведена ее реструктуризация в сторону значительного усиления амбулаторного звена, сокращения круглосуточного коечного фонда, развития стационарозамещающих технологий. С 2002 по 2008 гг. существенно увеличено количество врачебного персонала (психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов) на амбулаторном этапе оказания помощи. За счет работы, проведенной Главным управлением по здравоохранению и фармацевтической деятельности совместно с муниципальными образованиями, повышена доступность специализированной помощи жителям сельских районов. Число сельских районов, где выделено менее 1 ставки психиатра на район, сокращено с 32 до 15. При этом функция врачебной должности участкового психиатра в 2008 г. составила 4777 посещений, что на 20% выше, чем в среднем по РФ. На 240 коек сокращен коечный фонд круглосуточного стационара (на сегодняшний день показатель обеспеченности психиатрическими койками в крае в 1,5 раза ниже аналогичного российского), проведена его реструктуризация в сторону увеличения круглосуточных коек для лечения детей. Край вошел в число территорий с наиболее высоким показателем обеспеченности детскими психиатрическими койками (край – 7,5 на 10 тыс. нас.; РФ – 4,5). За счет перепрофилирования круглосуточного коечного фонда в крае развернуто 145 коек сестринского ухода, организована работа «Стационара на дому», на 135 мест увеличена мощность полустационаров, при этом количество пролеченных в ДС пациентов возросло на 36,6%. Показатель обеспеченности местами дневных стационаров в крае значительно (в 2,3 раза) превосходит аналогичный средний по РФ, при этом стоимость 1 к/д в полустационаре по итогам работы за 2008 г. более, чем в 4 раза ниже аналогичного показателя по круглосуточному стационару. В структуре круглосуточного стационара развернуты и доказали свою эффективность новые лечебные подразделения: отделения интенсивной терапии, кризисных состояний, клиника первого психотического эпизода и др. В рамках работы, направленной на повышение образовательного уровня работающих в службе специалистов, только за последние 3 года первичную специализацию по психиатрии прошли 19 человек, усовершенствование по данной специальности – 142 психиатра (71,5% от работающих в крае специалистов). На сегодняшний день 79,6% психиатров сертифицированы; 54,3% имеют квалификационную категорию. С 2002 г. Алтайский край – один из немногих регионов в стране, где принята и имеет финансовое обеспечение краевая целевая программа «Охрана психического здоровья населения». Работа программы способствовала развитию суицидологического, реабилитационного направлений деятельности психиатрической службы, повышению качества медикаментозного обеспечения лечебно-реабилитационного процесса, обеспечению межведомственного, междисциплинарного взаимодействия в вопросах охраны психического здоровья. Одним из приоритетных направлений, получивших развитие на территории края, является работа по обеспечению межведомственного взаимодействия в вопросах охраны психического здоровья детей и подростков, развитие микропсихиатрии, детской эпилептологии. Важное место в работе службы отводится обеспечению качества специализированной помощи. Значимыми составляющими системы обеспечения качества психиатрической службы в крае определены: · организация работы службы по принципу программно-целевого планирования; мониторинг основных показателей деятельности психиатрической службы, психического здоровья населения, · организация работы медицинских регистровых систем по приоритетным направлениям службы, · внедрение фармакоэкономического подхода с использованием ABC- и VEN- анализов, формуляров и протоколов оказания медицинской помощи больным на разных этапах лечения. Разработаны программно-целевые показатели деятельности службы, критерии оценки качества специализированной помощи на различных этапах ее оказания, организована система их мониторинга с оценкой полученных результатов, использованием системы мотивации и экономического стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по повышению качества психиатрической помощи. Сравнительный анализ, проводимый по результатам ежеквартального мониторинга указанных показателей, позволяет объективно оценить эффективность деятельности различных звеньев психиатрической службы региона, выявить наиболее проблемные аспекты и своевременно принять управленческое решение, что обеспечивает предотвращение и нивелирование неблагоприятных аспектов деятельности ЛПУ и службы в целом. Критерием эффективности работы является степень достижения плановых программно-целевых показателей. Их оценка и обсуждение проводятся во всех подразделениях службы, а также на выездных диспансерных советах, посвященных охране психического здоровья и деятельности психиатрической службы различных территорий края. Важной составляющей системы обеспечения качества являются медицинские регистры лиц, страдающих шизофренией, эпилептической болезнью, инвалидов по психическому заболеванию. Их работа обеспечивает адресность и направлена на повышение эффективности проводимых лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий. В условиях проведения монетизации льгот – это важнейший компонент обеспечения прав граждан, страдающих психическими расстройствами, оценки эффективности лечебного воздействия. В целом реализованный Администацией Алтайского края, Главным управлением по здравоохранению и фармацевтической деятельности комплекс выше обозначенных мер и мероприятий позволил в значительной степени решить важнейшие медико-социальные проблемы, повысить доступность и качество оказания специализированной помощи населению, о чем свидетельствует динамика приоритетных показателей. За период с 2000 по 2008 гг. в Алтайском крае: - значительно (на 78,8%) возросло выявление лиц, страдающих психическими расстройствами (за счет непсихотических форм психической патологии), - снизился (в 2,5 раза) показатель первичного выхода на инвалидность по психическому заболеванию (с 2007 г., впервые за последние 10 лет, данный показатель в крае стал ниже, чем в среднем по РФ), - уменьшилось (на 40,8%) количество граждан, освобожденных от военной службы по состоянию психического здоровья, - сократилась (на 18,7%) средняя длительность пребывания больных в условиях круглосуточного стационара (данный показатель в крае в 1,9 раза ниже аналогичного российского), - снизился (в 2,0 раза) процент летальности на психиатрических койках (процент летальности в крае в 4,5 раза ниже, чем в среднем по РФ). Вместе с тем, в психиатрической службе Алтайского края имеется ряд проблем, требующих своего скорейшего решения. Значимыми среди них являются: · сохраняющаяся в обществе стигматизация службы и дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами, · низкий уровень доступности специализированной психотерапевтической, психологической помощи сельскому населению края, · недостаточно развитая система психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, · не решенный вопрос адекватного финансирования службы на основе стандартизации психиатрической помощи. · выполнение системой здравоохранения функций социальной защиты по уходу за пациентами, страдающими психическими расстройствами, в условиях стационара из-за невозможности их своевременного оформления в Дома-интернаты. В соответствии с изложенным представляется целесообразным: · активизировать действия, направленные на борьбу со стигматизацией и дискриминацией лиц, страдающих психическими расстройствами, подчеркивая широкую распространенность проблем психического здоровья, их в большей части случаев хороший прогноз и излечимость, · продолжить работу по обеспечению доступности специализированной помощи жителям сельских районов края во исполнение Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с выделением не менее 1,0 ставки врача-психиатра на сельский район, вне зависимости от численности проживающего населения, с увеличением штата медицинских психологов и психотерапевтов в ЛПУ психиатрического профиля во всех медико-географических зонах края), · активизировать работу по обеспечению психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, основанную на полипрофессиональном подходе к оказанию психиатрической помощи, · решить вопрос адекватного финансирования службы на основе стандартизации психиатрической помощи, · решить вопрос своевременного оформления в Дома-интернаты лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, · продолжить работу по обеспечению межведомственного, междисциплинарного взаимодействия в вопросах превенции, раннего выявления психических и поведенческих расстройств, оказанию суицидологической помощи, предупреждению детской инвалидности. В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что решение проблемы охраны психического здоровья невозможно без участия всех структур, институтов общества и власти О.А.Голдобина главный психиатр Алтайского края, д.м.н., профессор. |
Наши партнёры | |
Наша почта infomiz@ab.ru |
|