«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№8 (255) от 23.04.2009
ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ СОКРАЩЁН. ЧЕМ ЭТО АУКНЕТСЯ?

Министерство образования и науки РФ в этом году разработало новые правила приёма в вузы. Одним из пунктов этих правил предписывается сокращение целевого приёма в государственные учреждения высшего образования. С просьбой прокомментировать новые правила приёма абитуриентов мы обратились к ректору Алтайского государственного медицинского университета, профессору В.М.БРЮХАНОВУ.
- Валерий Михайлович, что в новых правилах приема в вузы такого, что прежде не было?

- Правила приёма меняются чуть ли не каждую неделю, вносятся какие-то дополнения, изменения, поэтому приходится постоянно отслеживать этот процесс. Что мы имеем в правилах приёма на сегодняшний день?
Известно, что выпускники школ будут приниматься в вузы только по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для медицинских вузов сначала было утверждено 4 экзамена: русский язык, химия, физика и биология. Потом всё-таки под давлением ректорского корпуса решили, что надо отказаться от единого экзамена по физике, поскольку школьники к этому вообще не готовились, то есть, традиционно не сдавали в наш вуз экзамена по физике и теперь, когда учебный год позади, подготовиться возможности нет. Это первое.
Второе новшество. У нас была больная тема – выпускники медицинских колледжей. Лицам со средним специальным образованием сдавать ЕГЭ было бы очень трудно, поскольку они там, у себя, физику не изучают. Что же им, идти куда-то в школу сдавать физику? Это очень сложно. Поэтому по отношению к ним осталось разрешение вузам самим принимать у них экзамен, но при условии, если они не пойдут сдавать ЕГЭ. Если они добровольно пойдут сдавать его, то тогда мы не имеем права принимать у них экзамен по этой форме. Что касается лиц с высшим образованием, которые решили получить второе высшее образование. Для них форма и перечень экзаменов могут быть установлены вузом, т.е. здесь решает вуз. Однако таких лиц не очень много. К нам идут на заочное отделение по специальности экономика и управление люди с дипломом врача, чтобы получить специальность управленца в здравоохранении.
И третья особенность, которая очень затрагивает нас, Алтайский край. В правилах приёма, в порядке приёма, теперь прописали, что для целевого приёма разрешается выделять не более 30% бюджетных мест. А мы традиционно, в течение более 10 лет принимали 70% целевиков, в основном жителей сельских районов. Думаю, понятно, для чего мы это делали. Это продиктовано отсутствием обязательного распределения выпускников. Всё-таки, ребята из села, не все, естественно, но порядка двух третей от целевого приёма ехали работать на село, где их родители, где проще с жильём и т.д. Отказ от этой традиции приведёт к тому, что городские школьники, прежде всего барнаульцы, будут поступать больше, чем сельские ребята. И потом со всей остротой встанет вопрос, который и сейчас непростой, пополнения кадрами сельских лечебных учреждений. Обязательного распределения нет, других каких-то рычагов у нас нет. Но в правилах записано, что эта цифра – 30% может быть изменена учредителем. Поскольку наш учредитель Минздравсоцразвития, мы совместно с Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (В.А.Елыкомов) подписали письмо на имя заместителя министра В.И.Скворцовой о том, чтобы для Алтайского края, учитывая наши особенности, которые мы изложили: превалирование сельского здравоохранения, огромное число сельских районов, всё-таки оставили нам те 70%, которые были традиционно. Когда я был в Минздравсоцразвития и устно проговаривал эту тему, мне сказали, что выделять 70% на целевой прием – неконституционно, что мы ущемляем права абитуриентов на свободный конкурс и что если уж разрешат изменить цифру целевого приёма, то не более, чем на 2%. Но очевидно, что это не решит проблему, 30% или 32% - не существенно. После этого мы снова подписали ходатайство. Пока оно остаётся без ответа.
В связи с этим мы, чтобы всё-таки сохранить побольше мест для села по специальностям лечебное дело и педиатрия, практически отказались от целевых мест по фармации и стоматологии, поскольку с врачами этих специальностей не такая уж напряжённая обстановка.
Ситуация ещё усугубляется и обостряется тем, что на эти 30% мест для целевого приёма нам привязывают дополнительно две территории: Республику Алтай и Республику Тыва, т.е. часть мест мы ещё отдадим этим территориям. Отсюда следует, что Алтайскому краю в лучшем случае будет по одному месту на район. Мы обратились в Главное управление по здравоохранению с просьбой, чтобы посмотрели кадровую ситуацию по районам и дали бы свои предложения: может в какой-то район дать 2-3 места, а в другой, может, ни одного.
Вот такая на сегодняшний день общая обстановка. Мы её контролируем и занимаемся ей практически каждый день.
-Почему вообще возник этот вопрос о количественном изменении целевого приёма, изначально в чём тут дело?
-Дело здесь, может быть, в логике демократических подходов – у всех граждан должны быть равные права. А целевой прием ущемляет права некоторых людей. Считается, что не взирая на то, абитуриент барнаулец или сельский житель, они должны иметь одинаковый доступ к высшему образованию. Однако, никого не заботит одинаковый доступ к рабочим местам на селе. Формула одинакового доступа к образованию была бы замечательна при одном условии – обязательное распределение выпускников. За государственный счёт отучился – поезжай, отработай. Тогда бы и вопросов не было. Получается, что гражданину права даём, а права социума, общества даже не рассматриваются. Права жителей села в этом контексте выпадают.
- Почему на вступительных экзаменах в медицинский вуз решили включить физику, как Вы думаете?
- Думаю, что решили немножко усложнить поступление в вузы, закрутить гайки, чтобы побольше людей пошли в рабочие. Мы же прекрасно понимаем, что рынок труда сегодня складывается не в пользу учителей, врачей. Везде звучит, что потребность в стране сегодня не в них, а в слесарях, сантехниках, в комбайнёрах, механизаторах. Надо учитывать, что количество выпускников школ снижается (в Алтайском крае на 3-4 тысячи в год). Сегодня у нас в крае около 20 тысяч выпускников школ, а вузы края могут принять порядка 15 тысяч. Т.е. только 5 тысяч остаётся на рабочие профессии, а в промышленности некому работать. И хотя она сегодня не требует столько рабочих, но лет через 5-6 они непременно понадобятся.
- Спасибо!
Беседовал Николай БОГОРМИСТОВ.


Наши партнёры