«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№6 (253) от 26.03.2009 г.
ТЕМА НОМЕРА

Состояние здоровья населения и итоги деятельности здравоохранения Алтайского края в 2008 году, задачи на 2009 год

Доклад начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А.Елыкомова на итоговой коллегии Главного управления 12 марта 2009 г.
Вначале - основные итоги работы здравоохранения края в 2008 г.
Прежде всего, остановлен рост объемов стационарной помощи и наметилась тенденция снижения в сравнении с 2007годом.
Улучшилась структура коечного фонда: сокращено 277 неэффективно работавших круглосуточных коек в муниципальных ЛПУ, в том числе 264 в сельских и 13 коек в городских. Возросло число специализированных коек: дополнительно развернуто 265 противотуберкулезных (в том числе 40 детских), 60 неврологических инсультных (2-е отделение неврологии АККБ) и 20 онкологических в г. Бийске.
Доступность амбулаторно-поликлинической помощи по числу посещений к врачам и объемы скорой медицинской помощи практически достигли федеральных нормативов (соответственно 9,7 посещений и 349 вызовов на 1 жителя в год). Главное - улучшаются показатели работы дневных стационаров. В 2008г. число пациенто-дней лечения возросло на 12,4%. Дополнительно открыты дневные стационары в 28 больницах с общей мощностью на 327 пациенто–места, перепрофилировано в дневной стационар 45 круглосуточных коек краевой психиатрической больницы.
Расходы на здравоохранение края из всех источников в 2008г. возросли в сравнении с 2007 годом на 28,9% и составили 12 млрд. 274,2 млн. руб. в том числе:
из краевого и муниципальных бюджетов - 5 млрд. 971,1 млн. руб.;
из средств ОМС – 5 млрд. 358 млн. руб.;
от оказания платных услуг -652,1 млн. руб.;
из средств ДМС – 85,4 млн. руб.;
по федеральным целевым программам - 3,4 млн. руб.;
по краевым целевым программам – 204,2 млн. руб.
Расходы на одного жителя по отрасли здравоохранения возросли в сравнении с 2007г. так же на 30% и составили 5519 рублей (в 2007 году 4257 рубля).
Реализация важнейших государственных программ в сфере здравоохранения: ОНЛС и ПНП «Здоровье», федеральных и краевых целевых медицинских программ – позволила существенно укрепить ресурсы здравоохранения края. В целом за период с 2005 до 2008 года расходы на здравоохранение края из всех источников возросли почти в 2 раза.
Муниципальные учреждения, обеспечивающие амбулаторно-поликлиническую и скорую помощь, вышли на принципиально новый уровень по оснащению медицинским оборудованием и санитарным транспортом. Улучшение ресурсного потенциала позволило здравоохранению края оказывать более выраженное позитивное влияние на здоровье населения и демографическую ситуацию в крае. Так, уровень первичной инвалидности в 2008 году в сравнении с 2007 г. снизился: у взрослого населения – на 10,2% (с 77,4 до 69,5 на 10 тыс. нас.), у трудоспособного населения – на 4,9% (с 39,9 до 37,95 на 10 тыс. нас. соотв. возраста), у детей – на 14,6% (с 26,7 до 22,85 на 10 тыс. нас. соотв. возраста).
Снижение инвалидности отмечается с 2005 года. За данный период уровень общей инвалидности снизился в 2,6 раза, в трудоспособном возрасте и у детей – более чем на 30%.
Демографические показатели являются наиболее важными в оценке эффективности деятельности органов власти всех уровней, а влияние системы здравоохранения на смертность от важнейших причин достаточно высока.
В 2008г. продолжилась тенденция сокращения убыли населения за счет процессов естественного движения.
Параметры общей смертности практически сохранились на уровне 2007г. Вместе с тем, произошло снижение смертности от наиболее управляемых системой здравоохранения причин, обозначенных в видеообращении Президента Дмитрия Анатольевича Медведева как приоритетные в демографической политике: от инфаркта миокарда (на 2,5%); от инсультов (на 8%); от туберкулеза (на 2,1%); от пневмоний (на 7,8%); от транспортных травм (на 2,4%). В 2008г. продолжилось снижение смертности в трудоспособном возрасте на 1,2%; детской смертности (в возрасте 0-14 лет) в 2 раза; и подростковой (в возрасте 15-19 лет) - на 22,2%.
Наиболее значительно улучшился результирующий демографический показатель – показатель естественного прироста. Если в 2007г. положительный естественный прирост отмечался только в трёх сельских районах: Немецком, Бурлинском и Угловском, то в 2008г. уже в шести административных территориях края: Немецком, Бурлинском, Славгородском, Табунском, Третьяковском районах и г. Алейске. Показатель естественного прироста последова-тельно возрастал: с (-6,4), в 2005г.; до (-5,1) в 2006г.; (-3,6) в 2007г., и (-2,8) в 2008г.). В це-лом за указанный период его рост составил 2,3 раза.
При сохранении сложившейся динамики демографических процессов можно прогнозировать к 2011 г. прекращение убыли населения за счет превышения смертности над рождаемостью.
Отмечая определенные положительные изменения, следует констатировать, что важнейшие проблемы отрасли, которые отметил Губернатор края А.Б. Карлин на 4-м съезде врачей – недостаточное системное взаимодействие между ЛПУ на всех этапах оказания медицинской помощи и слабая структурная эффективность здравоохранения - еще до конца не решены.
Сохраняется несбалансированность объемов медицинской помощи, оказанной в стационарах с круглосуточным пребыванием пациентов и помощи в дневных стационарах. По предварительным данным 2008г. объемы помощи, оказанные в круглосуточных стационарах ЛПУ края превышают федеральные нормативы на 17,6%, а объемы помощи в дневных стационарах все еще ниже нормативов на 35,8%. Вместе с тем, следует отметить, что последовательное повышение тарифов в дневных стационарах, позволило увеличить объемы этого вида помощи в сравнении с 2005г. на 23%.
Не обеспечена в полной мере доступность медицинской помощи, и, как результат, - очереди в поликлиниках. Неудовлетворенность качеством оказания медицинской помощи, отмечается и по данным социологических опросов. Так, анкетирование пациентов в 2008г., показало, что медицинским обслуживанием в поликлинике по месту жительства удовлетворены только 56,7%.
Анализ жалоб пациентов поликлиник города Барнаула выявил, что основная проблема связана с работой регистратур и очередностью к узким специалистам. Экспертиза организации помощи на местах показала, что суть проблемы - в «экономии» на штатных единицах работников регистратуры.
Так, в ряде поликлиник города Барнаула, являвшихся источником наибольшего количества жалоб, главными врачами уже предпринят ряд мероприятий, связанных с оптимизацией работы регистратуры:
- приведено в соответствие с нормативом штатное расписание – 1 регистратор на 5 специалистов;
- в помощь регистраторам в утренние часы выделяются медицинские сестры (по 1 -2 на каждое окно);
- изменен режим работы регистратур поликлиник – начало работы регистраторов пере-несено на 7 и даже в ряде ЛПУ – на 6 часов утра;
- увеличено количество квот на предварительную запись и запись по телефону;
- выделены отдельные окна регистратуры для получения талонов на анализы и рентге-новское исследование, а также координация старшим регистратором записи пациентов, направляемых на МСЭК – так, чтобы больной смог в течение одного дня сделать анализы и получить консультации необходимых специалистов;
- введен обязательный осмотр участкового терапевта перед направлением к «узкому» специалисту, так как значительную часть проблем пациента может решить терапевт самостоятельно, либо назначит необходимое обследование.
Таким образом, при визите к «узкому» специалисту пациент сразу получает рекомендации по лечению, а не направление на обследование с последующим повторным визитом и стоянием в очереди за талоном. Необходимо присутствие в регистратурев утренние часы дежурного администратора, который в случае возникновения конфликтной ситуации определит показания и экстренность посещения того или иного специалиста.
Так организована работа в таких крупных поликлиниках, как поликлиника №11, поликлиника №3, городская больница №2. В то же время, в поликлинике №1, во время проверки в утренние часы работало только 2 окна регистратуры – записи к терапевту и выдачи больничных листов, то есть запись на прием осуществлял только один регистратор (при 9,5 штатных единицах).
Еще один вопрос, неизменно обсуждаемый на всех уровнях –это платные услуги.В крупных поликлиниках, имеющих в своем штате достаточное количество специалистов, оказывают платные услуги практически только при заполнении справок на водительские удостоверения и при приеме на работу. В поликлиниках с небольшим количеством прикрепленного населения, где в штате узкие специалисты работают на 0,5 – 0,25 ставок, пациенты вынуждены обращаться в другие лечебные учреждения, даже при наличии квот. Так, например, в поликлинике №12 почти все узкие специалисты – совместители и при опросе населения именно пациенты, относящиеся к маленьким поликлиникам, предъявляют жалобы на то, что приходится платить за исследование или прием узкого специалиста. Решением проблемы могло бы быть открытие консультативной городской поликлиники при многопрофильной больнице. Например, поликлиника городской больницы № 5, фактически уже является городским консультативным центром, но необходимо увеличить тарифы на амбулаторную специализированную помощь. Предварительная договоренность с фондом ОМС по данному вопросу имеется.
Принятые в 2008 г. меры по улучшению качества медицинского обслуживания способствовали тому, что количество жалоб населения поступивших в Главное управление в сравнении с 2007г. уменьшилась в 3 раза.
Политика в сфере здравоохранения края основывается на базовых документах, определивших инновационную стратегию его развития.
Прежде всего, это Комплексная программа «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года».
Как обозначил Губернатор края А.Б. Карлин, второй по значимости является краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы».
После обсуждения широкой медицинской общественностью на IV съезде врачей Алтайского края одобрен еще один важнейший документ - проект Концепции развития здравоохранения Алтайского края на период до 2013 года.
Внедрение современных дорогостоящих высокотехнологичных методов лечения позволяет спасать сотни и даже тысячи пациентов, предотвращает инвалидность и улучшает качество их жизни. Вместе с тем, эффективность высокотехнологичных методик во многом зависит от результатов работы первичного звена здравоохранения.
Важным результатом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в крае стало улучшение кадрового обеспечения участковых служб и скорой медицинской помощи. Численность участковых врачей возросла, в целом, в 1,9 раза, а удельный вес врачей участковых служб, нуждающихся в повышении квалификации, снизился с 16,2% (январь 2007г.) до 2,2% (январь 2009г.). Число врачебных участков увеличилось с 1010 в 2005г. до 1700 в 2008г., снизилась численность обслуживаемого населения, что значительно улучшило доступность амбулаторно-поликлинической помощи в первичном звене. К настоящему времени более 98% участковых врачей имеют сертификат специалиста, 57% аттестованы с присвоением врачебной категории. Оснащение медицинским оборудованием муниципальных ЛПУ позволило снизить время ожидания диагностических обследований с 7 дней (на начало 2006г.) до 2-3х дней в 2008г.; на селе очередность практически отсутствует.
Приоритетный национальный проект позволил вывести на новый уровень реализацию важнейшей роли отечественного здравоохранения – его профилактической направленности.Выполнены плановые задания по массовой иммунизации, что обеспечило создание необходимой иммунной прослойки у значительной части населения края и позволило снизить заболеваемость по ряду инфекций. За счет проведения массовой иммунизации населения снизилась заболеваемость инфекционными болезнями, управляемыми вакцинокомплексом. Так, в сравнении с 2005г. заболеваемость острым вирусным гепатитом В снизилась в 1,7 раза, гриппом и краснухой в десятки раз, в прошедшем году не зарегистрировано заболеваний корью.
Общая сумма выплат в учреждения службы детства и родовспоможения по программе «Родовые сертификаты» в 2008г. составила 314 млн. руб., что позволило существенно улучшить материальную базу учреждений детства и родовспоможения, решить основные проблемы медикаментозного снабжения.
Ставка на развитие межрайонных перинатальных центров в медико-географических зонах позволила существенно улучшить основные показатели деятельности службы детства и родовспоможения.Младенческая смертность снизилась на 10,7% и составила 9,2%, перинатальная на 8,2% показатель достиг 7,8%; материнская смертность снизилась на 28% (до 22,8 на 100 тыс. живорожденных). За 2008 г. в крае в сравнении с 2007 г. родилось больше на 2502 ребенка. Показатель рождаемости возрос на 8,9% (12,2 ‰) и превысил уровень 1991г. (11,7 на 1 тыс. нас.). Это самый высокий показатель за последние 18 лет.
Ресурсные вложения, сделанные в рамках нацпроекта, позволили не только переоснастить первичное звено здравоохранения, но и существенно увеличить доступность высокотехнологичной медицинской помощи. За три года объемы оказанной высокотехнологичной медицинской помощи жителям края увеличились в 7 раз. Всего в 2008г. высокотехнологичную медицинскую помощь получили 3604 жителя края, в том числе в федеральных центрах – 1935 чел., в краевых – 1669 чел. В 2009 г. за счет средств федерального бюджета в медицинских учреждениях края высокотехнологичную медицинскую помощь будут оказывать по профилям: «Ортопедия и травматология» (ГУЗ «Краевая клиническая больница и МУЗ ГБ №1 г. Барнаула); «Кардиохирургия» (ГУЗ Краевой кардиологический диспансер); «Нейрохирургии и сосудистая хирургия» (ГУЗ «Краевая клиническая больница). В ближайшее время лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи получат ГБ №5 и №12 г. Барнаула.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи по данным профилям за счет бюджета края в 2008 году израсходовано 224 млн. рублей, на текущий год запланировано 294 млн. руб.
В 2008 году расходы краевого бюджета на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в рамках краевой инвестиционной программы составили 810 млн.115,5тыс. руб. и возросли, по сравнению с 2007 годом в 2,3 раза, а в сравнении с 2005 годом в 10 раз! Кроме того, средства федерального бюджета составили 891млн. 187,0 тыс. руб., муниципальных бюджетов – 39 млн.677 тыс. руб. Реализация мер по улучшению материально-технической базы объектов здравоохранения, позволила только в 2008 г. ввести в строй и реконструировать 7 поликлинических и 3 больничных учреждения.
На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в 2009 году из средств краевого бюджета запланировано 854млн. 690,0 тыс. рублей.
В 2009 году планируется ввод в эксплуатацию поликлиник на 1450 посещений в смену в том числе: поликлиника краевой клинической больницы на 1000 посещений в смену; поликлиника краевого онкологического диспансера на 450 посещений в смену (на территории «старой краевой больницы»; реконструкция КГУЗ «Диагностический центр Алтайского края».
Продолжатся работы по строительству комплекса противотуберкулезного диспансера в пос. Белоярск, реконструкции ГБ № 5 и №3.
В результате реализации ПНП «Здоровье» появилась настоятельная необходимость системных преобразований здравоохранения, связанных с созданием новой формы взаимоотношений между первичным звеном здравоохранения и центрами высоких медицинских технологий и специализированной медицинской помощи. Мы начали обеспечивать эту связку путем концентрации потенциала различных медицинских учреждений: федеральных, краевых и муниципальных для улучшения качества оказания медицинской помощи. Этому уже способствуют сделанные шаги по созданию единой диспетчерской службы, централизации ряда лечебно-диагностических служб и обслуживающих структур в медицинском кластере.
Ключевым отделом управляющей компании и медицинского кластера, важнейшей организационной инновацией 2008г., является врачебно-диспетчерская служба.
В настоящее время, в поликлиниках 40 ЦРБ внедрена система дистанционной предварительной записи пациентов на консультативный прием в краевые ЛПУ. Уже приступили к дистанционной записи ведущие краевые ЛПУ: Краевая взрослая и детская, офтальмологическая больницы, а так же диагностический центр Алтайского края. В течение 2008 года предварительной записью воспользовались 2534 сельских пациента, а в первые два месяца 2009г. уже более 2 тысяч человек.
Дистанционная запись проводится в соответствии с утвержденным техническим регламентом с использованием разработанного в крае программного обеспечения, основанного на современных интернет-технологиях. Для обеспечения технологии удаленной регистратуры и дистанционного консультирования создается центр обработки данных, включающий в себя специализированный телемедицинский сервер. Создание специализированного сервера позволило формировать базу данных медицинских изображений: ультразвуковых, рентгенфлюрографических, компьютерной и магнитнорезонанстной томографии в соответствии с действующими международными стандартам.
Существенно расширился диапазон, используемых в крае телемедицинских технологий. Наряду с акушерством, дистанционное консультирование используется в ультразвуковой диагностике при различной патологии, в рентгенологии для консультирования и второго чтения флюорограмм специалистами краевого противотуберкулезного диспансера; для консультирования цитоморфологических исследований (телеморфология); для удаленных консультаций пациентов с заболеваниями кожи (теледерматология).
В 2008 году успешно апробирован и подготовлен к широкому практическому внедрению целый ряд телемедицинских технологий на основе видеоконференцсвязи: в теледиагностике, телеобучении, проведении различных управленческих мероприятий. В декабре 2008г. проведена коллегия Главного управления «Кадры здравоохранения: состояние и перспективы развития» с интерактивным участием руководителей ЛПУ г.Бийска.
Наиболее перспективным на наш взгляд является проведение телерапортов главных специалистов с заведующими межрайонных специализированных отделений. В данном случае одновременно проводится консультирование с элементами обучения и администрирования.
Формирование ведомственной защищенной компьютерной сети, позволит реализовать практически все направления телемедицины уже с уровня ЦРБ. Первая очередь сети, включающая в себя 60 ЦРБ и 15 краевых ЛПУ, будет сформирована уже в этом месяце.
Через кластерный подход мы намерены на деле реализовать важнейший клинический принцип – «лечить не болезнь, а больного», что особенно актуально для полинозологическо-го характера патологии населения края.
Примером инновационной кластерной модели является отработанная в крае технология оказания помощи при болезнях системы кровообращения. Отработаны организационно-медицинские технологии оказания медицинской помощи при данной патологии на всех этапах ее оказания. Создана сеть межрайонных кардиологических отделений, финансируемых с участием краевого бюджета.
Оператором выполнения программ выступает КГУЗ Медицинский центр «Управляющая компания медицинского кластера»,которая разрабатывает государственные задания для исполнителей программ, осуществляет постоянный мониторинг достижения индикативных показателей, определяет пути повышения эффективности кластерных цепочек.
В рамках обеспечения кластерного подхода к оказанию ВМП кардиологическим больным стандартизован и просчитан весь маршрут движения больного от первичного посещения участкового терапевта до высокотехнологичной операции с последующей реабилитацией на санаторном и амбулаторно–поликлиническом этапах. Определены ориентировочное количество пациентов на каждом этапе оказания помощи. В настоящее время разрабатывается схема материального стимулирования врачей за своевременное выявление больных с кардиологической патологией. Подобные схемы стимулирования предполагаются в технологических цепочках оказания помощи при сосудистой патологии и онкологических заболеваниях. Дополнительная оплата специалистам муниципального звена будет в том случае, если выполнен весь стандарт обследования и комплекс реабилитационных мероприятий и достигнут запланированный результат. Причем заключение о выполнении этих стандартов в каж-дом конкретном случае выносят специалисты-эксперты УК.
Экономическим выражением законченных технологических циклов – «кластерных цепочек» является комплексная медицинская услуга, выполнение которой невозможно без участия муниципальных учреждений здравоохранения. Экономическое стимулирование специалистов первичного звена предполагается за создание регистров групп пациентов с патологией, определяющей наибольший уровень смертности: ишемической болезнью сердца, цереброваскулярной патологией, злокачественными новообразованиями (некоторые локализации). Отбор и включение пациента в регистр, предполагает проведение ему комплексной медицинской услуги, гарантирующей оказание помощи на ранних стадиях развития патологии.
За включение каждого пациента на оказание комплексной медицинской услуги по кардиохирургии специалистам на уровне ЦРБ определена доплата в размере 500 руб. Доплаты предполагается ввести со 2-го квартала текущего года. Финансирование высокотехнологичной и специализированной помощи в кластере является примером бюджетирования, ориентированного на результат. В данном случае оплата каждого элемента кластерной технологической цепочки происходит с учетом индикаторов результативности на всех этапах оказания помощи пациенту и только при условии достижения определенного конечного результата. Для специалиста первичного звена под этим понимается отбор пациентов (в соответствии с протоколом обследования) и последующего включения пациента в регистр.
Оплата комплексной услуги, при условии достижения запланированного результата, будет являться дополнительным источником финансирования ЛПУ. В связи с чем, на наш взгляд необходимо проведение сертификации ЦРБ и городских больниц для определения возможности выполнения ими комплексных услуг. В оказании специализированной помощи примером инновационного подхода является, отработанная в крае система оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Данная технология была представлена в июне 2007г. на совместном заседании депутатов государственной Думы и Совета Федерации с участием представителей Минздравсоцразвития, Федерального фонда ОМС и Росздравнадзора, где получила одобрение участников совещания. При активной поддержке первого заместителя председателя комитета по охране здоровья государственной Думы Н.Ф. Герасименко нам удалось войти в число 12 пилотных регионов, в которых начата реализация программы совершенствования оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Со второго полугодия 2008г. в крае функционирует региональный сосудистый центр на базе Краевой клинической больницы и трёх первичных отделений: в Городских больницах №5 и №11, г.Барнаула и Центральной городской больницы г.Бийска.
Для функционирования сосудистого центра и первичных отделений поставлено и смонтировано дорогостоящее оборудование, необходимое для проведения диагностических исследований и хирургических операций: рентгеновские компьютерные томографы (16-срезный в первичные отделения и 64-срезный в Краевую клиническую больницу); диагностические комплексы для ультразвуковых исследований (в 3 первичные отделения и ККБ); ангиографический аппарат и диагностический комплекс для ультразвуковых исследований экспертного класса, а так же необходимое оборудование и набор инструментов для проведения нейрохирургических операций.
Объем финансирования на данные мероприятия из федерального центра составил 241,5 млн. руб., софинансирование из бюджета края – 273 млн. руб. Уже получены первые положительные результаты работы сосудистого центра. Толька за январь-февраль текущего года в отделения центра госпитализировано в 2 раза больше пациентов с острыми инсультами, чем за аналогичный период прошлого года. При этом уровень стационарной летальности при данной патологии снизился с 16,4% до 12,5%. Почти в 5 раз увеличилось число пациентов, выписанных из стационара с сохраненными возможностями к самообслуживанию и трудовой деятельности.
Доказательством системного подхода в обеспечении помощи больным с заболеваниями системы кровообращения в целом, является снижение потерь здоровья населения при этой патологии. В 2008 году проведено 743 лечебных эндоваскулярных вмешательств, в сравнении с 2007г. их число возросло в 2,5 раза. Это позволило снизить стационарную летальность в 4,5 раза. После стентирования коронарных артерий вернулись к труду 90% больных, после проведения АКШ - 76,4%. В целом за период с 2005г. по 2008г. уровень первичной инвалидности трудоспособного населения от БСК снизился в 1,7 раза (с 15,2 в 2005г., до 8,9 в 2008г.), общая смертность от острых цереброваскулярных болезней снизилась на 18,2%, а от инфаркта миокарда на 13,2%.
Реализация инновационного развития здравоохранения края во многом определяется состоянием кадрового потенциала.
Об актуальности проблемы говорит существенный дефицит медицинских кадров: по состоянию на 01.01.2009 года в учреждениях здравоохранения края имеются вакансии более 600 врачей и 750 средних медицинских работников.
Проблемы кадровой политики, формы, а, главное, качество подготовки и переподготовки медицинских кадров, принцип их подбора и расстановки, укомплектованность ими лечебно-профилактических учреждений были детально обсуждены на коллегии Главного управления в декабре прошлого года. Кадровые проблемы остаются актуальными на всех этапах оказания медицинской помощи. Недостаток узких специалистов в муниципальных ЛПУ, в особенности сельских, существенно затруднил проведение дополнительной диспансеризации населения. Отток врачей из сельских учреждений здравоохранения выше в сравнении с городскими почти в 2 раза, что углубляет различия в обеспеченности врачебным персоналом в городской и сельской местности. Вместе с тем, проблемы кадрового обеспечения существует и в крупных городах Алтайского края: Барнауле, Бийске, Рубцовске, на этапах оказания специализированной помощи. Снижение числа кардиологов и неврологов за последние 3 года в целом по краю может препятствовать реализации программы сосудистой помощи.
Пути решения кадровых проблем мы видим:в создании необходимых жилищно-бытовых условий и материального стимулирования, направленных на привлечение и закрепление медицинских специалистов;
во взаимодействии с медуниверситетом по ранней профессиональной ориентации одаренных студентов, с последующим целевым обучением в клинической ординатуре для создания кадрового потенциала в обеспечении специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
повышение имиджа профессии и создание моральных мотиваций путем проведения конкурсов «лучший по профессии» и внедрение системы грантов.
Инновационный путь развития здравоохранения предполагает существенное повышение эффективности функционирования отрасли. Это особенно важно в современных экономических условиях. В 2008 году нам удалось решить ряд важнейших проблем здравоохранения края: во–первых - значительно увеличены ассигнования на неработающее население по обязательному медицинскому страхованию. Дополнительно к первоначальному плану из средств краевого бюджета на страхование неработающего населения края получено 361, 876 млн. рублей (+19%), а из федерального фонда ОМС в виде прочих поступлений и дотаций 1 млрд. 846, 2 млн. руб. (+149,3%). Основная часть этих средств поступила в октябре - ноябре 2008 года.
Это дало возможность закупить жизненно важные медикаменты и расходные материалы и обеспечить их запас на первый квартал 2009 года по всем ЛПУ края.
Во вторых - удалось повысить тарифы на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в 2,2 раза. Кроме того, с 1 октября 2008 года были повышены в 1,5 раза тарифы за оказание специализированной медицинской помощи в межрайонных отделениях и краевых специализированных центрах.
В третьих - значимым событием явилось обновление парка диагностического и лечебного оборудования государственных учреждений здравоохранения. На закуп оборудования для специализированных учреждений здравоохранения из краевого бюджета дополнительно выделено 154 млн. руб. Кроме того, на 29 млн. руб.. были увеличены расходы краевой целевой программы «Сервисное обслуживание, ремонт и приобретение медицинской техники».
В настоящее время отмечается значительный рост цен на медикаменты. Так с начала года цены возросли на 35%, что потребует увеличения затрат здравоохранения края на приобретение медикаментов в общей сумме на 277,7 млн. рублей.
В качестве антикризисных мер в части лекарственной политики мы внесли в Администрацию края на обсуждение три основные предложения: разработка краевого перечня одноименных лекарственных средств для возможности закупа ЛПУ на сумму до 100 тыс. руб.; максимальное использование метода запроса котировок при закупе лекарственных препаратов; создание запаса лекарственных препаратов путем централизованной закупки за счет средств ТФОМС, бюджета (через целевые программы) и АКГУП «Аптеки Алтая».
В соответствии с решением итоговой коллегии 2007 года запланирован перевод лечебно-профилактических учреждений края оказывающих ПМСП во втором полугодии 2009 года на подушевой принцип финансирования. При этом специализированная медицинская помощь будет оплачиваться за пролеченного больного в рамках принятых государственных заданий на 2009 год.
Согласно расчетов, сделанных совместно с ТФОМС, половине муниципальных учреждений здравоохранения для сохранения уровня финансирования адекватному 2008 году требуется дополнительные финансовые средства. Общая сумма недостающих средств составляет около 208 млн. рублей. Считаем, что наряду с дополнительным финансированием, руководителям МУЗ необходимо проводить работу, направленную на приведение сетевых показателей и фонда оплаты труда к нормативам территориальной программы 2009 года.
Сложившаяся напряженная экономическая ситуация требует принятия дополнительных административных, финансовых, медико-технологических и медико-социальных мер. Прежде всего, должен быть усилен административный контроль за работой всех подведомственных учреждений. Необходимо снизить административные расходы не менее чем на 10%. Особое внимание руководителей ЛПУ должно быть обращено на соблюдение финансовой дисциплины. Необходимо отметить, что по результатам ревизий, проведенных в государственных учреждениях здравоохранения проведенных в течение 2008 года произведено сокращение финансирования на 3769,9 тыс. руб.
Основными нарушениями, выявленными при ревизиях финансово-хозяйственной деятельности краевых учреждений здравоохранения, являются нарушения, связанные с оплатой труда, несанкционированное перераспределение учреждениями бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, нарушения кассовой, авансовой дисциплины, необоснованное списание материальных ценностей, в т.ч. ГСМ, неэффективное использование бюджетных и внебюджетных средств и прочие финансовые нарушения. Подобные нарушения отмечаются и в муниципальных учреждениях здравоохранения края.
Результаты ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений здравоохранения, проведенных в 2008г., рассмотрены на экономических советах Главного управления. Сделанные дисциплинарные взыскания учтены при оплате по контрактам.
Подробную справку о нарушениях финансовой деятельности Вы получили в раздаточных материалах, прошу внимательно изучить ее на местах совместно со специалистами Ваших экономических служб. В условиях экономического кризиса требования со стороны контролирующих органов будут значительно более жесткими.
В течение февраля месяца текущего года прошли массовые проверки учреждений здравоохранения края по вопросам пожарной безопасности, результатом этих проверок стало временное закрытие, приостановка деятельности учреждений.
Результаты проверок органов госпожнадзора и меры, которые Вам необходимо принять для устранения отмеченных недостатков, подробно отражены в письме заместителя Губернатора края Н.П. Черепанова на имя глав муниципальных образований, а так же в приказе Главного управления от 04.03.09г. № 89 «Об устранении нарушений социального законодательства, законодательства о пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения».
Необходимо обратить серьезное внимание на вопросы противопожарной безопасности и ответственно отнестись к исполнению данных документов.
К медико-технологическим мероприятиям мы, прежде всего, относим дальнейшее развитие ресурсосберегающих технологий, в частности дневных стационаров и стационаров на дому для реабилитации неработающих пациентов, перенесших интервенционные вмешательства. Экономической основой развития ресурсосберегающих технологий будет введение принципа подушевого финансирования, который расширит возможности руководителей ЛПУ при перераспределении объемов оказания медицинской помощи в сторону увеличения амбулаторно-поликлинической, как ресурсосберегающей.
В современных экономических условиях особое внимание руководителей ЛПУ должно быть направлено на повышение социальной защищенности своих коллективов. Необходимо пересмотреть коллективные договора с целью расширения в них мероприятий, обеспечивающих снижение нарастающего финансового прессинга на наиболее социально-незащищенные категории работников: низкооплачиваемых, матерей-одиночек, пенсионеров, инвалидов. Такими мерами могут быть: направление части доходов, полученных от внебюджетной деятельности на социальные доплаты, организация горячего питания, коллективных огородов и др. В целях социальной защиты работников бюджетной сферы, в том числе и здравоохранения с начала 2009г. уже повышены ставки минимального размера оплаты труда до 4330 руб. и производятся соответствующие выплаты. Указанная норма установлена Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», который является законом прямо-го действия.
В настоящее время разработано и находится на согласовании в Управлении Алтайского края по труду и занятости населения «Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения».
После принятия соответствующего нормативного акта Администрации края новая система оплаты труда в сфере «Здравоохранение» в виде эксперимента будет отрабатываться в отдельных противотуберкулезных учреждениях и краевом наркологическом диспансере.
На 2009 год в здравоохранении края определены следующие приоритетные задачи:
Перевод здравоохранения края на инновационный путь развития на основе кластерной модели, определенный основными положениями Комплексной программы «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года» и «Концепцией развития здравоохранения Алтайского края на период до 2013 года».
Реализации мероприятий по основным направлениям национального проекта в сфере здравоохранения.
Реализация мер по выполнению краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» по направлениям: «Снижение смертности от предотвратимых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения» и «Развитие учреждений родовспоможения и улучшение оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов».
Повышение эффективности использования ресурсов дополнительного лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан.
Для выполнения поставленных задач в значительной мере изменяется система финансирования ЛПУ на основе государственного заказа. Со II полугодия будет введена дифференцированная оплата медицинских услуг: подушевой принцип для первичной медикосанитарной помощи и за конкретную услугу при оказании специализированной и высокотехнологичной помощи, а так же система материальных мотиваций для специалистов, участвующих в технологических кластерных цепочках.

Наши партнёры