«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№2 (249) от 29.02.2009 г.
ПРОБЛЕМА

Дети на продажу — позор России

ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ РЕЖИМА Н. ЧАУШЕСКУ в Румынии, стране, имевшей традиционно высокую рождаемость и относительно невысокий уровень жизни, началась масштабная продажа детей за границу. На черном рынке цены сделки по усыновлению румынских детей колебались от 300 до 25 тысяч долларов. Некоторые дети были попросту проданы родителями или другими лицами, имевшими права на ребенка.
Затем к “экспорту детей” подключились страны бывшего СССР, включая Россию. К сожалению, в настоящее время Россия стала одной из стран “экспорта детей” для усыновления иностранцами наряду с Китаем, Индией, Таиландом, Украиной, другими развивающимися странами Азии, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки. По данным ЮНИСЕФ, в настоящее время незаконная торговля детьми приносит ежегодный доход порядка 10 млрд долларов.
По нашим расчетам, основанным на данных Минобразования России, прямые демографические потери страны в результате международных усыновлений и последующей эмиграции детей составили 69,3 тысячи человек за 1993—2005 годы. Подобное позорное, на мой взгляд, место России в списке стран — “экспортеров детей” обусловлено несколькими причинами.
Первая — относительно либеральное законодательство в сфере международного усыновления. Эксперты считают, что география международных усыновлений во многом обусловливается лояльностью законодательства перечисленных выше стран. Чем сложнее вывезти ребенка из страны, тем реже этим занимаются посредники. В России около 80 процентов усыновлений иностранцами производится через аккредитованные организации и лишь 20 процентов — через каналы независимого усыновления. Частных компаний, помогающих иностранцам усыновлять российских детей, в России действует более 200. Согласно официальным данным, указанным на сайте Национального совета США по усыновлению, только американских агентств такого рода в России сейчас 16. Так много их еще в Китае. Даже в Индии американских агентств по усыновлению зарегистрировано всего четыре.
Некоторые государства прямо запрещают усыновление детей иностранцами. В октябре 2004 года Президент Беларуси А. Лукашенко распорядился пересмотреть процесс усыновления белорусских детей иностранными гражданами, поскольку это стало одним из каналов торговли людьми. Согласно новому указу Президента Беларуси “О некоторых мерах по противодействию торговле людьми”, на каждую просьбу иностранца об усыновлении должен дать свое согласие лично министр образования, который и несет персональную ответственность за дальнейшую судьбу усыновленного ребенка. Это усложнило, но поставило под контроль процесс усыновления детей иностранцами.
Вторая причина — криминализация сферы усыновления, жажда наживы отдельных посредников, которые идут на подкуп чиновников, причастных к выдаче разрешений на усыновление детей иностранцами. Усыновление детей иностранцами в России разрешено лишь после того, как не находится усыновителей из числа собственных граждан. Статья 124 Семейного кодекса России “Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)” гласит, что “усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников”. Однако на практике, в условиях широкого распространения коррупции в органах, занимающихся выдачей разрешений на усыновление детей иностранцами, этот принцип не соблюдается. Некоторым государственным служащим, имеющим отношение к выдаче разрешений на усыновление, гораздо выгоднее продать ребенка иностранцам. Поэтому чиновники часто искусственно затягивают сроки усыновления детей россиянами или пытаются отказать им под любым предлогом, вплоть до фальсификации фактов.
Третья причина — несоблюдение прав детей, разрушение семейных ценностей в российском обществе. Коалиция российских неправительственных организаций представила в Комитет ООН по правам ребенка альтернативные доклады — комментарии ко второму и третьему периодическим докладам о реализации в РФ Конвенции о правах ребенка. Основная их мысль заключается в том, что причины кризиса семьи и детства — сугубо институциональные: отсутствие эффективной системы поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или “социально опасном положении” (определение Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”). Россия в течение многих лет не исполняет рекомендации Комитета ООН по правам ребенка, направленные на создание системы профилактики детского неблагополучия, общественной инспекции государственных учреждений, привлечение институтов гражданского общества к решению проблем детства. Парадокс в том, что, несмотря на позитивный опыт в ряде регионов, он практически не влияет на общегосударственную политику на федеральном уровне. Отметим, что во многих странах Арабского Востока (ОАЭ, Саудов-ской Аравии и других) просто невозможно усыновление детей иностранцами. Причина даже не в запретах, а в морально-психологических установках и нормах морали, которые не допускают возможности отказа от ребенка. Оставшийся без попечения родителей ребенок обязательно будет воспитываться в семье родственников.
Считаем, что необходимо предложить следующие меры в сфере стимулирования усыновления детей в России:
— внести дополнения в Семейный кодекс и реализовать программу перепрофилирования части детских сиротских учреждений в центры профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот;
— поощрять усыновления российскими гражданами, в том числе ввести льготы для усыновителей и усыновленных, предоставлять единовременное пособие при усыновлении; жилье (например, законом Белгородской области от 17 ноября 2005 г. “Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области”); декретный отпуск при усыновлении ребенка любого возраста (в настоящее время — до полутора лет); специальный медицинский полис усыновленному ребенку, в частности, гарантирующий его помещение в случае серьезного заболевания в профильную клинику; бесплатные путевки для ребенка с родителями в пансионат, санаторий и т. д.;
— утвердить постановлением Правительства РФ Примерное положение “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав”, которое регламентирует координирующую деятельность региональных и территориальных комиссий и обязывает комиссии формировать единые межведомственные региональные и муниципальные банки данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— внести в федеральное законодательство основные положения концепции проекта Федерального закона “О деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними”, ввести понятия “социальный патронат”, “патронатное воспитание”, “разграничение ответственности за ребенка”, “планирование попечения над ребенком”;
— усилить контроль над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, со стороны консульских учреждений за рубежом.

Сергей РЯЗАНЦЕВ
доктор экономических наук, профессор ИСПИ РАН
http://www.russia-today.ru/2009/no_01/01_demography_01.htm



Наши партнёры