«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№24 (247) от 25.12.2008 г.
ТЕМА НОМЕРА

16 декабря состоялось заседание расширенной коллегии Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности на тему: «Кадры здравоохранения: состояние и перспективы развития».
Заместитель Губернатора края Николай Петрович Черепанов подчеркнул в своем выступлении, что необходимо объединять усилия краевой власти, муниципалитетов и медиков для решения имеющихся проблем. Таких, например, как обеспечение специалистов на селе жильем, что зачастую является определяющим фактором в решении кадровых вопросов.
По итогам расширенной коллегии были приняты следующие решения. Считать работу с кадрами приоритетной задачей в деятельности Главного управления, органов учреждений здравоохранения, главных врачей ЛПУ края, призванной обеспечить подготовку и перепод-готовку медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработку стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализацию образовательных программ.
С основным докладом выступил начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А.Елыкомов.


КАДРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Сегодня рассматривается вопрос, который имеет исключительно важное значение для обеспечения эффективной работы учреждений здравоохранения.
Проблемы кадровой политики, формы, а, главное, качество подготовки и переподготовки медицинских кадров, принципы их подбора и расстановки, укомплектованность ими лечебно-профилактических учреждений - это лишь небольшой перечень вопросов, которыми ежедневно занимается Главное управление, руководители органов и учреждений здравоохранения края.
Деятельность учреждений здравоохранения, как известно, оказывает значимое влияние на здоровье населения. Медицинские работники, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов системы здравоохранения, в конечном счете, обеспечивают результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения, так и каждого ее структурного подразделения – от органов управления до отдельного лечебно-профилактического учреждения.
В крае работает 436 ЛПУ, в том числе:
- 66 краевых и 2 федеральных;
- 64 городских больниц и поликлиник,
- 3 станции и 79 отделений скорой медицинской помощи,
а также 60 ЦРБ, 4 районных больницы, 93 участковые больницы, 148 сельских врачебных амбулаторий.
Жителям, проживающим в отдаленных сельских поселениях, медицинскую помощь оказывают 930 ФАПов.
В вышеперечисленных учреждениях здравоохранения Алтайского края работает 59398 тысяч человек, в том числе 34835 тысяч медицинских специалистов, из них 10466 врачей. Из общего количества врачей 62% имеют квалификационную категорию, среди которых 21% - высшую квалификационную категорию, 31% - первую квалификационную категорию и 10% - вторую квалификационную категорию. В сельской местности аттестовано 53% врачебного персонала.
Из 24639 средних медицинских работников 17% с высшей квалификационной категорией, 55% с первой квалификационной категорией и 7% со второй квалификационной категорией. В сельской местности аттестовано 47% среднего медицинского персонала.
В фармацевтических организациях государственной и муниципальной форм собствен-ности работают 1327 специалистов, в том числе 601 провизор и 726 фармацевтов; 71 провизор и 68 фармацевтов имеют высшую квалификационную категорию.
В системе здравоохранения края работает 112 Заслуженных врачей Российской Федерации, 206 кандидатов и 45 докторов медицинских наук.
Уровень обеспеченности врачами населения Алтайского края за истекшие пять лет возрос с 38,8 до 41,6 на 10 тысяч населения.
Обеспеченность медицинскими кадрами среднего звена за аналогичный период возрос-ла с 95% до 98,2%.
Обеспеченность населения врачами на 10000 тыс. возросла по терапевтическим специ-альностям с 7,6 в 2005г. до 8,3 в 2007г., хирургическим соответственно – с 3,5 до 3,7, акушерами-гинекологами с 2,7 до 2,9, педиатрами с 3,7 до 3,8, психиатрами с 0,9 до 1, врачами скорой помощи с 1,2 до 1,3.
Ежегодно из 350 выпускников, в том числе 220 обучающихся по целевому набору, (лечебный, педиатрический, стоматологический факультеты) Алтайского государственного медицинского университета, направленных на работу в ЛПУ края, прибывает в учреждения здравоохранения до 300 молодых врачей. Из 1100 выпускников средних специальных учебных заведений трудоустраивается до 900 человек, остальные специалисты уходят в частные медицинские структуры и другие ведомства.
Из учреждений здравоохранения в течение года выбывает по различным причинам около 400 врачей и более тысячи средних медицинских работников, а прибывает на работу соответственно 350 врачей и тысяча средних медицинских работников. Из года в год увеличивается число лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Средний возраст врачей в отрасли 47 лет, 46% врачебного персонала работает в пенсионном возрасте. Средний возраст средних медицинских работников 45 лет, работающих пенсионеров из них 37%.
Анализ кадрового состава руководителей краевых, городских и районных муниципальных учреждений говорит о том, что в вышеперечисленных учреждениях из года в год увеличивается процент руководителей пенсионного и предпенсионного возраста.
14 руководителей краевых лечебно-профилактических учреждений нуждаются в профессиональной переподготовке и аттестации по организации здравоохранения.
В городских ЛПУ 30 руководителей нуждаются в переподготовке и аттестации по специальности.
В центральных районных больницах – 7 руководителей, назначенных в течение последних 2-х лет, запланированы для прохождения профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», 20 главных врачей не имеют квалификационных категорий по занимаемой должности.
По состоянию на 1 декабря 2008 года в крае имеется до 500 врачебных вакансий, в том числе 300 в сельских учреждениях здравоохранения. Из 148 врачебных амбулаторий не-укомплектовано 25, а из 930 фельдшерско-акушерских пунктов неукомплектованы средним медицинским персоналом - 9 (Егорьевский, Змеиногорский, Хабарский, Целинный, Чарыш-ский районы).
Отток врачей из сельских учреждений здравоохранения выше в сравнении с городски-ми почти в 2 раза, что углубляет различия в обеспеченности врачебным персоналом в городской и сельской местности. Это говорит о том, что существовавшая ранее система распределения выпускников частично утрачена, а закрепить врачей для работы в отдаленных районах стало проблемой, что ведет к снижению доступности и качества медицинской помощи сельским жителям.
Необходимо отметить, что часть руководителей районов, совместно с главными врачами ЦРБ достаточно внимательно относятся к вопросу по работе с кадрами в системе здраво-охранения, решая проблему укомплектования молодыми специалистами сельских учреждений здравоохранения как приоритетную (Алейский, Ключевской, Новичихинский, Павлов-ский, Тальменский, Топчихинский, Тюменцевский и др. районы).
Вместе с тем не все руководители органов местного самоуправления придают этому вопросу должное значение. В 2008 году только в 36 районах выделено бесплатное служебное жилье врачам, в 8 – выданы субсидии на приобретение жилья (в размере от 50 до 200 тыс. рублей), в 15 – выплачены подъемные в сумме от 3 до 15 тыс. рублей.
Хорошую оценку такой «заботе» органов местного самоуправления дать нельзя.
В результате проводимой в крае работы по реализации национального проекта «Здоро-вье» наметилась заметная положительная динамика в кадровом обеспечении первичного звена здравоохранения, которая проявилась в увеличении числа участковых врачей-терапевтов на 15%, участковых врачей педиатров на 7%, врачей общей практики почти в 2 раза.
Также возросло число медицинских сестер участковых врачей-терапевтов на 14%, медицинских сестер участковых врачей-педиатров на 18% и медицинских сестер врачей общей практики в 2 раза.
Увеличение численности медицинского персонала обусловило улучшение укомплектованности по этим специальностям, а это в свою очередь, несомненно, должно позитивно сказаться на доступности и качестве медицинской помощи, особенно населению сельских районов.
Коэффициент совместительства врачей, оказывающих первичную медикосанитарную помощь (врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей врачебной практики) составляет 1,1, а у врачей других специальностей – 1,58.
У среднего медицинского персонала первичного звена коэффициент совместительства 1,15, а у работающих в других подразделениях – 1,32. Продолжает сохраняться диспропор-ция в соотношении врач: медицинская сестра.
Начиная с 2006 года ежегодно дополнительно за счет федерального бюджета по на-цпроекту проходят обучение более 160 врачей первичного звена (врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи ОВП).
Проблема повышения квалификации этой категории специалистов в городской и сельской местности практически полностью решена.
В течение 10 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан проводится сертификация медицинских и фармацевтических специалистов. Сертификаты сегодня имеют 63% врачей и 77% средних медицинских работников.
Активно ведется работа в этом разделе:
в г. Барнауле – 97% врачей и 99% средних медицинских работников имеют сертификаты;
в г. Бийске – 94% врачей и 97% средних медицинских работников;
в Алейском районе – 92% врачей и 89% средних медицинских работников;
в Мамонтовском районе – 96% врачей и 91% средних медицинских работников,
высокий процент сертифицированных специалистов медицинского профиля также в Павловском, Славгородском, Топчихинском и др. районах.
Недостаточно ведется работа по данному вопросу в Краснощековском, Крутихинском, Солтонском, Суетском и других районах.
В течение ряда лет остается нерешенным вопрос с обеспечением врачами-хирургами, акушерами-гинекологами, анестезиологами-реаниматологами, психиатрами и другими узки-ми специалистами в Бурлинском, Ельцовском, Солонешенском, Солтонском, Тогульском районах, городах Бийске и Рубцовске.
Также сохраняется потребность узких специалистов: отоларингологов – 15 (село), 11 (город); врачей-лаборантов – 10 (село), 16 (город); офтальмологов – 12 (село), 18 (город); рентгенологов – 11 (село), 5 (город); неврологов – 13 (село), 9 (город); врачей скорой помощи – 8 (село), 17 (город).
Главное управление готово совместно с медицинским университетом провести обучение в клинической интернатуре и ординатуре вышеуказанных специалистов за счет краевой целевой программы «Подготовка и переподготовка медицинских кадров» для учреждений, где имеется реальная необходимость.
Неукомплектованность врачами узких специальностей стало хроническим явлением. Это вызвано рядом социально-экономических и других причин.
Достаточно будет назвать уровень их заработной платы, условия труда и быта.
В работе с кадрами одним из основных разделов остается организация подготовки и переподготовки медицинских работников.
Как известно переподготовка и повышение квалификации врачебного персонала осуществляет ФПК АГМУ, а средних медицинских работников - медицинские колледжи и училища края.
Все средние медицинские учебные заведения имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, прошли аттестацию и аккредитацию.
Координационным центром деятельности медицинских колледжей и училищ в вопросе подготовки специалистов среднего звена стал Барнаульский базовый медицинский колледж и краевое училище по повышению квалификации работников средних медицинских и фар-мацевтических работников.
Наиболее эффективной формой в системе последипломного образования является профессиональная переподготовка и усовершенствование, которая осуществляется согласно планам, рассмотренным и согласованным с главными специалистами.
Ежегодно на ФПК АГМУ обучается на бюджетной основе около 1300 тысячи врачей по 30 специальностям, из которых более 41% составляют врачи сельских ЛПУ. Более 4,5 тысячи средних медицинских работников повышают профессиональный уровень на базах средних учебных заведений.
За последние годы заслуживает внимания совместная работа деканата ФПК АГМУ и главных специалистов Главного управления, что привело к более качественному планирова-нию и осуществлению постдипломной подготовки врачебного персонала.
Однако и в этом вопросе имеются проблемы. Так, со стороны руководителей практического здравоохранения высказываются пожелания в адрес высшего и средних учебных заведений и главных специалистов Главного управления о необходимости планирования краткосрочных циклов усовершенствования врачей и средних медицинских работников с систематическим осуществлением контроля за качеством обучения с учетом образовательных стандартов, уделению большего внимания освоению практических навыков.
Мы планируем широко внедрять все формы обучения, приближенные к месту жительства специалистов (выездные циклы, телемедицинские технологии).
В настоящее время возобновлена учеба специалистов по следующим формам:
- зональные конференции с проведением показательных операций (хирурги, травматологи). В текущем году таких конференций проведено 7;
- выезды на место специалистов «медицины катастроф» с проведением операций с участием районных хирургов (в среднем еженедельно проводятся 2-3 операции);
- Главное управление запланировало возобновить в крае институт кураторства. Закреплен-ные кураторы – высококвалифицированные специалисты, на местах, индивидуально, будут обучать врачей, в том числе хирургических специальностей.
Уровень подготовки среднего медицинского персонала в последние годы значительно вырос и это дает основание для более продуманного их использования.
Ежегодно почти тысячу специалистов среднего звена выпускают колледжи и медицинские училища края, что позволяет обеспечить этими специалистами ЛПУ края по заявкам органов и учреждений здравоохранения. Однако остается нерешенным вопрос о трудоустройстве медицинских сестер с высшим образованием.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» дал импульс для перехода системы здравоохранения на качественно иной уровень. Консолидированная позиция исполнительной и законодательной ветвей власти в Алтайском крае по необходимости преобразований в здравоохранении позволили разработать новые управленческие технологии.
Дополнительное существенное поступление в здравоохранение финансовых и материальных ресурсов способствовало улучшению качества оказания медицинской помощи.
Поставлена первостепенная задача – максимально эффективно использовать имеющиеся и привлеченные в отрасль ресурсы.
Для ее решения был сформирован кластерный подход к организации высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) населению. Его идеология довольно проста: вовлеченные в исцеление человека медицинские силы - от кабинета первичного осмотра до высокотехнологичного центра и от регистратора до хирурга – должны быть гармонично увязаны в единый комплекс. Единое управление, единые методические подходы, сосредоточение средств и сил – все это направлено для эффективного лечения пациента в одном месте и в кратчайшие сроки. Своеобразный конвейер знаний, высоких технологий и человеческого участия призван обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи.
Актуален сегодня вопрос укомплектованности специалистами и их подготовка для центров высоких технологий.
С целью реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным в центрах высоких медицинских технологий, Главным управлением совместно с учреждениями здравоохранения обучено в 2008 году на центральных базах постдипломных академий и научно-исследовательских институтах по соответствую-щим профилям 96 врачей.
В следующем году планируется обучить около 50-ти специалистов.
Идея кластера потребовала выработки особой инновации – механизма ведения больного по всей медицинской цепочки - от первого приема врачом до полной реабилитации. Это позволяет добиться понятной и логичной увязки всего процесса излечения с конечным результатом.
Организация новой службы юридически оформлена в виде управляющей компании – краевого государственного учреждения здравоохранения «Медицинский центр: «Управляю-щая компания Алтайского медицинского кластера».
Создание медицинских кластеров, является неотъемлемой частью кластерного подхода в инновационном развитии Алтайского края, который был представлен Губернатором А.Б. Карлиным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реа-лизации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 сентября и 20 ноября 2008 года на заседании Межведомственной рабочей группы по приоритетному на-циональному проекту «Здоровье» и демографической политике при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Для реализации кластерного подхода при оказании ВМП разработаны медикоэкономические стандарты и протоколы ведения больных.
Главное управление в течение 2008 года значительное внимание уделяло вопросу подбора, укомплектования и обучения специалистов федерального и региональных центров высоких медицинских технологий. Всего выделено на эти цели из краевого бюджета через целевую краевую программу «Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников на 2008 год» около 1,5 млн. рублей и обучено около 100 человек.
Администрацией Алтайского края утверждено финансирование краевой целевой программы «Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников» на 2009 год в размере 8 млн. 678 тысяч рублей, которые предварительно планируется распределить на профессиональную переподготовку и повышение квалификации:
- врачей краевых, городских ЛПУ, краевых специализированных центров в объеме 2 млн. 178 тысяч;
- врачей и средних медицинских работников сельских районов, межрайонных отделений - 4 млн. рублей;
- врачей и средних медицинских работников центров высоких медицинских технологий и учреждений здравоохранения края на базах учебных заведений гг. Москвы, Санкт-Петербурга и АГМУ с использованием элементов телемедицинской формы обучения – 2 млн. 500 тысяч рублей.
Увеличение финансирования целевой программы в 2009 году почти в 2 раза с 4,0 до 8,6 млн. рублей заметно облегчит решение проблемы постдипломного образования врачей и средних медицинских работников.
Главным управлением проводятся определенные мероприятия по работе с резервом руководителей ЛПУ, и как результат, за 3 последних года наметилась тенденция к снижению сменяемости руководителей КГУЗ и муниципальных учреждений здравоохранения. В текущем году произошла замена главных врачей в 5 ЦРБ (Алтайская, Благовещенская, Быстроистокская, Михайловская, Угловская) и в 2 краевых ЛПУ (Заринский наркологический диспансер, онкологический диспансер г. Рубцовска). Однако не всегда главы администраций районов и городов при замене руководителей системы здравоохранения рассматривают кандидатуры из числа специалистов, включенных в резерв (Ельцовский, Красногорский, Смо-ленский районы).
Руководство Главного управления постоянно уделяет внимание работе по моральному поощрению работников отрасли. Этот раздел находится под пристальным вниманием и контролем Главного управления.
В течение 2007 года 12 лучшим специалистам присвоены почетные звания, а 120 работников учреждений здравоохранения получили награды Алтайского края; за 11 месяцев текущего года за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд оформлено и направлено 26 наградных материалов на присвоение почетных званий «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации», 21 медицинский работник награжден отраслевым знаком «Отличник здравоохранения», 40 человек получили почетные грамоты Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 355-ти работникам отрасли вручены почетные грамоты Главного управления.
Нам предстоит в будущем году внедрить новые эффективные формы материального и морального стимулирования работников здравоохранения. В качестве планируемых мер назову следующие:
- доплаты за своевременное выявление патологии и направление больных на этап оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также за последующую реабилитацию;
- организация конкурсов на лучшее ЛПУ, отделение, специалиста с достойными наградами за победу;
- применение системы грантов за внедрение современных технологий, в том числе именных премий (имени профессора З.С. Баркагана, Ю.М. Дедерера, С.Н. Хейфеца и других).
В этом нам обещана поддержка губернатора Алтайского края А.Б. Карлина.
Здравоохранение Алтайского края представляет собой сложный комплекс медицинских учреждений располагающих мощной материально-технической базой, включая широкую сеть лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, научных и образовательных учреждений с высококвалифицированным профессиональным кадровым потенциалом.
Совершенствование управления кадрами требует решения комплекса проблем: правильного подбора и расстановки кадров, повышение эффективности их труда, осуществление мер, способствующих качественным сдвигам в квалификационной структуре кадрового состава, внедрение современных достижений науки и передового опыта, обеспечение тесно-го единства профессионального и нравственного воспитания с учетом различных групп медицинских работников отрасли.


Наши партнёры