«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№24 (247) от 25.12.2008 г.
ОПЫТ КОЛЛЕГ

Пути кадрового обеспечения онкологической службы. Законодательное обеспечение кадровой политики в здравоохранении края.

(Доклад главного врача ГУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер», директора Алтайского филиала ГУ Российский онкологический диспансер им. Н.Н. Блохина РАМН, председателя комитета по здравоохранению и науке АКЗС, доктора медицинских наук, профессора Лазарева А.Ф. на расширенной коллегии Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности на тему: «Кадры здравоохранения: состояние и перспективы развития».)
В настоящее время в проблеме дальнейшего улучшения медицинской помощи населению края на первое место выходят вопросы кадрового обеспечения и уровня профессиональной подготовки медиков. Особенно в современных условиях, когда медицинские технологии, оборудование усложняются.
Сегодня нужно признать кадровые проблемы для многих ЛПУ, особенно сельских регионов, являются определяющими, ситуация здесь далеко не безоблачная.
Состояние онкологической помощи - это барометр всей плановой (да и неотложной) медицинской помощи.
При подведении итогов работы по национальному проекту «Здоровье» на Координационном Совете 11 декабря 2008 г. главным врачом ЦРБ Рубцовского района (Кравцовой Л.И.) было отмечено, что за последние 4 года больницей получено большое количество современной медицинской техники и оборудования (фиброгастроскопы, аппараты УЗИ, маммографы и др.). У врачей первичного звена значительно повышена заработная плата, были введены мотивационные надбавки на выявление ранних форм злокачественных новообразований. Значительно увеличился объем работы. Но что получили в результате?
Выявляемость злокачественных новообразований снизилась в 2 раза. Увеличилась запущенность (в том числе и опухолей наружных локализаций). Выросла одногодичная и общая онкологическая смертность. Почему это произошло? Считаю, причина в неправильной организации проведения профилактических осмотров и диспансеризации, а также грубых нарушениях технологий диагностических процедур. Так, к сожалению, обстоит дело повсеместно. Мы можем выполнять большой объем работы, но не иметь результатов.
Так, в смотровых кабинетах осматриваются одни и те же пациенты, много раз обращающиеся в поликлинику (в этой группе все, что можно было выявить, уже выявили – но это всего 10-15% всего населения). То же самое касается диспансерных осмотров – здесь не осматриваются здоровые контингенты и неорганизованное население, не формируются и не обследуются группы риска. Проведение диагностических процедур идет с грубыми дефектами: ФГС – не берется биопсия, при УЗИ, маммограммах - не проводятся пункционные манипуляции и цитологические исследования. Забор мазков с шейки матки (при осмотре гинекологами и в смотровых кабинетах) проводится с помощью тампо-нов, палочки Буяльского, зажимов или, в лучшем случае, шпателем Эйра. И только 5-7% районов используют Браш-щетку или цервикс-щетку. Без нее же весь осмотр – простая профанация. Так как рак растет из ростковой зоны (в глубине) и лишь у 1 из 4 - преимущественно в зону просвета органа, у остальных – в глубину тканей. И без биопсии, пункции – все эти процедуры ничего не дают. Это нужно всем понять.
Современная онкология – очень сложная, многопрофильная, энерго- и финансовоемкая отрасль медицины. Она требует широчайшего спектра различных специалистов, как медиков (онкологов-хирургов, онкогинекологов, торакальных хирургов, специалистов по опухолям головы и шеи, химиотерапевтов, радиологов, анестезиологов, рентгенологов, эндоскопистов, УЗИстов, цитологов, морфологов, лаборантов, функционалистов и многих других), так и других - физиков, электронщиков, дозиметристов, математиков, программистов. Современные медицинские технологии и оборудование требуют хорошей подготовки и этих специалистов. К сожалению, многие из названных специалистов (радиологи, физики, торакальные онкологи, химиотерапевты) в крае пока не могут быть подготовлены. Здесь необходимы центральные базы (потребность ежегодная до 30-40 специалистов, учим 3-4 – в 10 раз меньше. Стоимость одного обучения доходит до 100-150 тыс.рублей, только на это требуется до 5 млн. рублей). Этих денег в ГУЗ АКОД, ГУЗ БОД, ГУЗ РОД – нет. Только в ГУЗ АКОД есть высококвалифицированные медицинские физики, дозиметристы, радиологи, электронщики – которые выезжают в другие диспансеры (но и они до сих пор номенклатурно не узаконены). Необходимо введение таких специалистов в номенклатурный список МЗ РФ и введение их в штат, а не ограничиваться перечнем замен, в ущерб другим. Мотивация – научная работа, совместители в филиале более 60 человек.
Подготовка общих специалистов онкологов с 2000 года осуществляется только через ординатуру (интернатуры по онкологии пока нет), а в ординатуре выделяется 1-2 бюджетных места, еще 1-2 места дает Ассоциация онкологов Сибири и 2-3 – РОНЦ (2008 г.), но это лишь десятая часть от тре-буемого уровня – пенсионеры уйдут – будет катастрофа, которая уже сейчас наступает в ряде городов и районов края.
Сегодня из 60 районов только в 10 есть подготовленные онкологи (у 4-х просрочены сроки обучения), в остальных районах либо вообще отсутствуют онкологи (Петропавловский, Кытманов-ский, Третьяковский, Залесовский, Троицкий, Чарышский), либо работают совместители: стоматологи, окулисты, рентгенологи, инфекционисты, дерматовенерологи. В лучшем случае - общие хирурги, гинекологи, терапевты, но без какой-либо подготовки вообще.
В г. Рубцовске ни одна городская больница и поликлиника сегодня не имеют ни одного онколога. В г. Бийске работают 7 совместителей, из них подготовлены (имеют сертификат) лишь 2 человека. В г. Барнауле нет онкологов в ГБ №3, поликлиниках №2, №10, №5 (уролог). В 26-ти есть хотя бы совместители.
ГУЗ АКОД ежегодно проводит обучающие семинары, конференции для акушерок смотровых кабинетов и ФАПов, для онкологов, хирургов, гинекологов, терапевтов и других специалистов. Однако, главные врачи Рубцовского, Бийского, Быстроистокского, Егорьевского, Кытмановского, Ма-монтовского, Солтонского, Угловского, Усть-Пристаньского, Чарышского, Шелаболихинского, Не-мецкого, Суетского районов практически не направляют на них общих специалистов, а такие районы как Михайловский, Новичихинский - даже онкологов и акушерок смотровых кабинетов, ФАПов.
Сегодня серьезный путь решения многих проблем по улучшению состояния диагностики и лечения многих заболеваний это подготовка и переподготовка врачей общей практики и так называемых общих специалистов по узким направлениям (ОД, кардио, психдиспансеры).
Приведенная мной картина полностью совпадает с ситуацией в других областях нашего здравоохранения. К сожалению, мы запаздываем с принятием решений. Еще в 2002 году МЗ и СР РФ принял Концепцию кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации (приказ №210 от 3 июля 2002 г.). Был утвержден План Мероприятий по её реализации, даны поручения по утверждению направлений работы с кадрами в субъектах РФ. В этой концепции были широко представлены приоритеты в формировании кадровой политики, принципы планирования и использования кадровых ресурсов на основе совершенствования номенклатуры специальностей и системы сертификации специалистов, стратегия интенсивного развития кадрового потенциала в здравоохранении на основе оптимизации системы медицинского образования в соответствии с требованиями практического здравоохранения, медицинских наук и отраслевого управления, новые принципы системы оплаты и развития социального партнерства, привлечения общественных медицинских и фармацевтических организаций к управлению здравоохранением.
На основании Концепции должны быть разработаны нормативные правовые документы, отраслевые программы, планы, касающиеся различных аспектов кадровой политики. Но работа пока ведется вяло.
Законодатели всех уровней этому вопросу раньше практически не уделяли внимания. Прежний Комитет по здравоохранению Администрации Алтайского края разработал Целевую подпрограмму «Кадры» в усеченном варианте. Но только в 2008 году, благодаря активной совместной работе Управления здравоохранения Администрации края, Комитета по здравоохранению КЗС и вмешательства лично губернатора ситуация стала меняться в лучшую сторону. Объем финансирования данной подпрограммы увеличился более чем в 2 раза. Именно в этом году к финансированию подготовки кадров подключились общественные организации (ассоциации) и научные центры (РОНЦ, травматологии, сердечно-сосудистые и др.). Принят закон о страховании медработников, работающих в опасных условиях.
В настоящее время остаются нерешенными множество проблем в области управления кадровыми ресурсами. В их числе наличие диспаритета в структуре медперсонала (между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средними медработниками), между городом и деревней, между учреждениями специализированных видов помощи и первичным звеном (невозможно попасть на прием к узким специалистам), несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения.
При этом отсутствуют научно-обоснованные методы планирования численности медперсонала, имеет место недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкий уровень оплаты труда специалистов, не способствующий закреплению их в отрасли, усиливается отток из отрасли молодых специалистов, низок уровень участия в решении кадровых вопросов профессиональных общественных организаций.
Основными направлениями кадровой политики в настоящее время должны быть совершенствование планирования и использования кадровых ресурсов (устранение дублирования функций, перераспределение функций между различными профессиональными группами медперсонала, более активное формирование «института врачей» общей практики, упорядочение должностей структуры учреждений на основе прогрессивной нормативной базы, модернизации рабочих мест, повышение технической оснащенности труда – подготовка и аттестация медработников должны проводиться в соответствии с принимаемыми стандартами). Кроме того, совершенствование системы подготовки кадров. Основу должны составить отраслевые стандарты специалистов и руководителей. По каждой специальности должны быть определены объемы необходимых знаний, включающих набор теоретических вопросов и практических навыков (у нас пока много просто самоучек). Необходимо повышать качество рабочей среды. Моральные и материальные мотивации (охрана труда, уровень з/п, интерес к научной работе). А также разработка и реализация прав работников в отрасли, повышение авторитета медиков, проведение различных конкурсов на «лучшего по профессии». Управление человеческими ресурсами здравоохранения (прогнозирование потребности в кадрах, набор кадров под проблему содействия занятости, взаимодействие с другими ведомствами, правильный подбор руководителей). Повышение роли самоуправления (роль общественных медицинских и фармацевтических организаций).
Многие из этих направлений уже начали реализовываться в крае.
Необходимо расширять сотрудничество с соседними регионами.
Все эти проблемы должны быть решены с помощью различных нормативно-правовых актов.
Необходима доработка ряда федеральных законов по кадровым вопросам как на федеральном, так и на краевом уровне (законодательные инициативы): О здравоохранении в РФ, О регулиро-вании частной медицинской деятельности, Об обязательном медико-социальном страховании в РФ, Об обязательном страховании профессиональной ответственности, Трудовой кодекс РФ.
На уровне МЗ и СР РФ и Управления здравоохранения Администрации Алтайского края: оптимизация номенклатуры специальностей медперсонала, разработка Руководства по планированию кадрового обеспечения в субъектах, разработка методических рекомендаций по прогнозированию кадрового обеспечения, утверждение отраслевых стандартов (классификатор специалистов с высшим и средним профессиональным образованием), разработка и утверждение профессиональных стандартов, совершенствование системы аттестации, разработка и проведение различных конкурсов.
Вот далеко не полный перечень законодательных инициатив и законов, по которым мы будем работать в ближайшее время по вопросам кадрового обеспечения здравоохранения.


Наши партнёры