«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№ 20 (243)
МНЕНИЕ

Экспертное мнение: перспективы страхового лекарственного обеспечения в России

Четкая схема внедрения страхового принципа в лекарственное обеспечение населения России пока отсутствует, несмотря на то, что декларация о намерениях прозвучала на уровне Правительства РФ. Поэтому члены Редакционного совета INPHARMACIA обратились к ряду внешних экспертов фармрынка с просьбой сформулировать свое видение возможных сценариев развития процессов в сфере лекарственного страхования. Свои комментарии любезно предоставили Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор ДМИТРИЕВ, Директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий КРЕСТИНСКИЙ и Руководитель GR-службы корпорации «Байер Хелскэр» Резеда АХТЯМОВА.
Экспертам было задано три вопроса. Ниже приведены их комментарии.
INPH: Возможно ли в России полноценное страховое лекарственное обеспечение? Если да, то в какие сроки?
По мнению В. Дмитриева, запуск и реализация программы страхового лекарственного обеспечения будет зависеть от множества факторов, в том числе — от экономический ситуации в стране, платежеспособности населения, а также от самой модели страхования, ее развитости. Согласно его прогнозу, полноценное функционирование системы страхового лекарственного обеспечения возможно не ранее чем через 5-10 лет.
Р. Ахтямова считает, что в России возможно полноценное страховое лекарственное обеспечение, но это — решение не одного дня. Внедрение страхового лекарственного обеспечения затронет всю систему здравоохранения Российской Федерации, поэтому необходима детальная проработка данного вопроса на всех уровнях и готовность каждого субъекта системы здравоохранения (пациенты, врачи, страховые, производители лекарственных средств, фармацевтические организации и т.д.). Переход на полное страховое лекарственное обеспечение будет проходить поэтапно, а будущая модель лекарственного страхования включит в себя все лучшее из того, что было наработано в европейских странах, с адаптацией к российским реалиям. Р. Ахтямова прогнозирует, что переход к страховому лекарственному обеспечению может быть осуществлен не ранее 2011 г.
В представлении Ю. Крестинского, который также считает вполне возможным внедрение системы лекарственного страхования (было бы желание!), самое простое и правильное — одновременное использование двух систем — ОМС и ДМС. Первая часть общей системы, ОМС, может быть реформирована уже к концу 2010 г., однако ее тестирование на всевозможные сбои и риски необходимо провести в 2009 г. Предполагается, что для пилотного проекта будут выбраны наиболее благоприятные российские регионы с точки зрения управленческих, технологических и экономических ресурсов. Вторая часть системы — возмещение стоимости лекарственных средств в рамках ДМС — будет развиваться одновременно с первой, но этот процесс займет больше времени —предположительно уйдет от трех до пяти лет. Окончательный и полноценный вид система лекарственного обеспечения в России примет в 2012 г.
INPH: Каковы основные проблемы, связанные с внедрением системы страхового лекарственного обеспечения в России?
Первой и самой главной проблемой Ю. Крестинский считает менеджмент фармотрасли как на федеральном, так и на региональном уровне (на уровне субъектов федерации). Здесь особенно остро стоит вопрос обучения новых специалистов, а также создания «золотого кадрового фонда» фармотрасли. В качестве второй проблемы он называет отсутствие должного опыта в сфере управления ОМС-системой, которая до настоящего времени функционировала в нескольких не самых значимых для рынка (потребителя) сегментах. Третья проблема логически связана с огромной территорией страны, разницей в менталитете и уровне квалификации кадров, системах образования и т.д.
По мнению В. Дмитриева, чтобы говорить о возможных проблемах, нужно представлять себе, какая модель страхового лекарственного обеспечения будет выбрана. Пока руководителями страны продекларирована необходимость внедрения страхового лекарственного обеспечения, однако никакой конкретной информации нет.
Очевидно, что одна извозможных проблем — организационная. При внедрении и реализации ДЛО (ОНЛС) приходилось каждый раз сталкиваться с серьезными проблемами, которые в принципе могли бы быть предотвращены еще на стадии запуска при
детальном и заблаговременном планировании, а также с привлечением опыта отраслевых объединений. При запуске программы страхового лекарственного обеспечения необходимо проработать не только законодательную базу «наверху», но привести в соответствие все подзаконные акты и другие нормативные документы, с которыми придется сталкиваться всем участникам программы: и аптекам, и врачам в поликлиниках, и пациентам, и производителям, и страховым компаниям и т.д. Во-вторых, должна быть проведена большая подготовительная образовательно-разъяснительная работа, прежде всего с врачами и работниками аптек — теми, кто будет взаимодействовать с Пациентом. В-третьих, необходимо четко представлять сегодняшнее состояние материально-технической базы и предусмотреть финансирование для ее модернизации; при этом ориентироваться нужно не на аптеки в Москве, а на сельские аптеки в регионах.
Крайне важно реализовать пилотные проекты в ряде регионов с разными климатическими условиями, плотностью населения, заболеваемостью и т.д. И только после этого внедрять всю эту систему в масштабах страны.
Р. Ахтямова структурировала возможные проблемы следующим образом:
• Недостаток расчетов потребности населения в лекарственных средствах (вопрос бюджетирования будущей программы);
• Слабая информированность пациентов и врачей о принципах страховой медицины;
• Низкий уровень вовлеченности страховых компаний в процесс лекарственного обеспечения населения РФ;
• Отсутствие единого информационного поля в системе здравоохранения РФ;
• Устаревшая система функционирования лечебно-профилактических учреждений;
• Отсутствие единой фармакоэкономической базы для отбора ЛС при включении в различные перечни, формуляры.
INPH: Насколько введение системы страхового лекарственного обеспечения отразится на российском фармрынке в целом?
С точки зрения В. Дмитриева, логично ожидать, что запуск системы страхового лекарственного обеспечения даст значительный импульс для роста рынка, а также откроет перспективы для существенного расширения доли участия в программе препаратов отечественного производства. Мировая практика подтверждает, что локально произведенная продукция как оптимальная по цене пользуется определенными преференциями для участия в государственных программах, в том числе и в программе страхового лекарственного обеспечения.
Ю. Крестинский полагает, что любая новая система лекарственного обеспечения, финансируемая за счет внешних источников, скажется «в плюс» на всем фармрынке. В долгосрочной перспективе рынок однозначно будет расти. Не обязательно будет происходить рост рынка в натуральных показателях (упаковках), но стоимостная масса будет увеличиваться. Введение новой системы лекарственного обеспечения отразится на всей системе здравоохранения, а особенно на институте врачей первичного звена, который претерпит наибольшие изменения.
По мнению Р. Ахтямовой, внедрение системы лекарственного страхования станет очередным этапом в построении современной системы здравоохранения в целом и лекарственного обеспечения населения в частности. Внедрение новой системы позволит улучшить качество лекарственного обеспечения населения, оптимизировать финансовые затраты как населения, так и государства на лекарства; оно также даст очередной импульс развитию фармацевтического рынка и всех его участников, прежде всего, за счет увеличения расходов на лекарственные средства. Также в случае развития системы страхового лекарственного обеспечения фармацевтический рынок станет более прозрачным и прогнозируемым, что облегчит работу всем его участникам.
© Аналитический обзор
www.pharmexpert.ru




Наши партнёры