«Мы и здоровье»

Руководителю здравоохранения

№ 10 (233)
ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Актеры вместо пациентов

Одной из главных проблем, о которых говорят сегодняшние выпускники вузов, - низкий уровень владения практическими навыками будущей профессии. Опубликованные в 2007 г. данные свидетель-ствуют, что только 23% респондентов оценили свою подготовку в вузе как хорошую, 55% - как удов-летворительную, а 22% - как неудовлетворительную. Наиболее тревожная статистика проявилась при оценке молодыми врачами сформированных в вузе практических умений и навыков: только 12% по-считали их качество хорошим. Современные выпускники, владея академическими знаниями по фун-даментальным дисциплинам, оказываются застигнутыми врасплох в ситуации, где необходимы эле-ментарные практические навыки - будь то оказание первой медицинской помощи, остановка кровоте-чения или выполнение простейших манипуляций уровня среднего медицинского работника.
В Казанском государственном медицинском университете в 2002 г. пошли на эксперимент - соз-дали центр практических умений, основной целью которого определили разработку материально-технической и методологической базы для освоения студентами навыков будущей профессии. Для этого отремонтировали цокольный этаж главного учебного корпуса университета, общей площадью более 500 м2 и разместили там учебные аудитории, методический кабинет с библиотекой, а также узкоспециализированные помещения медицинского назначения, имитирующие операционный блок, амбулаторный кабинет врача общей практики, типовую палату, рассчитанную на двух взрослых паци-ентов, детскую палату, четыре одноместных бокса. Штатный состав центра ограничили только орга-низационным ядром, привлекая для ведения занятий преподавателей с профильных кафедр.
На сегодняшний день можно говорить о единой сквозной учебной программе с 1-го по 5-й курс обучения.
Работа началась с создания учебного руководства для студентов 2-го курса. При этом постара-лись отойти от стереотипа написания обычной методички, а создали электронный вариант руково-дства, в котором описательная часть каждой из процедур иллюстрировалась наглядным видеосюже-том. Кроме того, были принципиально пересмотрены методологические подходы к преподаванию дисциплины «Общий уход за пациентом»: выделили 32 учебных часа на отработку навыков на муля-жах и тренажерах и 32 часа на практическое применение приемов в клинике внутренних болезней. Подобная организация учебного процесса нашла положительный отклик и у студентов, которые с большим энтузиазмом отрабатывали инъекции, катетеризацию мочевого пузыря, уход за тяжелым больным на тренажерах. Пришлось даже устанавливать жесткие временные рамки для всех желаю-щих поработать руками и выделять специальные часы в расписании работы центра для самостоятель-ной работы студентов.
На 3-м курсе направленность освоения практических умений ориентирована, прежде всего, на отработку навыков оказания неотложной медицинской помощи (наложение кровоостанавливающего жгута, временная остановка кровотечения, наружный массаж сердца, искусственная вентиляция лег-ких, экстренная детоксикация, транспортная иммобилизация, обработка ран на месте происшествия, удаление инородных тел из дыхательных путей, техника промывания желудка, ИВЛ мешком АМБУ, правила работы с портативным электрокардиографом и дефибриллятором).
Для студентов 3-го курса была разработана 16-часовая учебная программа, которая предусмат-ривает практические занятия в течение двух дней с полным отрывом студентов от занятий на других кафедрах. Восемь преподавателей профильных кафедр терапии и хирургии принимают участие в этом процессе, отрабатывая со студентами на тренажерах практические приемы оказания неотложной по-мощи. По окончании тренингового цикла все студенты в обязательном порядке сдают зачет и демон-стрируют на муляжах освоенные манипуляции. Допуск к прохождению производственной практики на скорой помощи студенты получают только после успешно сданного зачета.
Для студентов 4-5-го курсов на базе центра практических умений внедрены учебные циклы по 16 часов каждый, которые являются более сложными и насыщенными. Прежде всего это традицион-ная работа на тренажерах - отработка навыков пальцевого ректального исследования, пальпация мо-лочных желез, мануальное влагалищное исследование, пальпаторное исследование простаты. Затем студенты под контролем преподавателя - реаниматолога отрабатывают навыки оказания медицинской помощи на месте происшествия в объеме первой врачебной помощи. На третьем этапе студенты встречаются с пациентом, роль которого исполняет специально подготовленный актер. В решении поставленных ситуационных задач для студентов 4-го курса основной упор делается на практическое применение методов общеклинического обследования пациента, отработку умений найти контакт с пациентом. Соответственно, задачи подобраны и представлены наиболее типичными примерами из области терапии и хирургии. На 5-м курсе задачи более сложные, предусматривают несколько диаг-нозов, заставляют студента проводить дифференциальную диагностику и широко использовать дан-ные инструментально-лабораторных исследований.
В настоящее время методика обучения студентов на примере разыгрываемых ситуационных за-дач, с привлечением пациентов-актеров (так называемый стандартизированный пациент) очень попу-лярна во всем мире. Она используется и для обучения навыкам работы с пациентом, и для контроля за практическими умениями. В России этот метод обучения делает только первые шаги. Его актуаль-ность связана с тем, что в последние годы существенно изменились взаимоотношения между врачом и пациентом. Пациент, оплачивающий свое лечение, имеет право потребовать соответствующего от-ношения к себе как личности, отказаться от услуг одного врача или медицинской сестры и «допустить к телу» других, более опытных.
Считается, что лучшая форма обучения - практика, или, другими словами, кураторство реаль-ных больных. Это классическая система. Однако в ней слишком много допусков. Как встретит боль-ной, захочет ли делиться своим сокровенным с незнакомым молодым человеком, как будут строиться взаимоотношения врач - пациент, насколько качественно и профессионально студент будет собирать анамнез и проводить объективное обследование. На все эти вопросы однозначных ответов нет. По-этому закономерно, что следующим качественным уровнем решения ситуационных задач и примеров послужили их инсценировки с привлечением специально подготовленных актеров. В КГМУ данный метод обучения используется с 2004 г. Разработано и инсценировано около 30 собственных ситуаци-онных задач, на контрактной основе с университетом сотрудничают 15 профессиональных актеров. Накоплен достаточный опыт работы.

В целом, основными положениями, которые следует учитывать при внедрении данного метода в практику, мы считаем следующие:
- обеспечить студенту комфортность и самостоятельность в работе, для того, чтобы при прове-дении обследования «пациента» он мог полагаться и использовать только собственные знания и практические навыки;
- актер не должен импровизировать, а выдавать только отработанную, «сценическую» роль, предоставлять четко сформулированную, доступную информацию, позволяющую студенту разобрать-ся с характером демонстрируемой патологии;
- в распоряжение студента должна быть предоставлена вся дополнительная информация по де-монстрируемому клиническому случаю, включающая данные лабораторных и инструментальных ис-следований, позволяющая подтвердить свои умозаключения;
- весь процесс должен быть объективно документирован, чтобы в последующем иметь возмож-ность объективной оценки и разбора ошибок.

Подход к материально-техническому обеспечению учебного процесса по методике «стандарти-зированный пациент» также имеет некоторые особенности. Обстановка учебного бокса приближена к реальной палате - кровать, прикроватная тумбочка, шкаф для белья и одежды, один-два стула и не-обходимый набор медицинских приборов: тонометр, медицинский термометр, сантиметровая лента, фонендоскоп, одноразовый стерильный шпатель. Антураж данных помещений предназначен для соз-дания спокойной рабочей обстановки и уединенности, что позволяет снять неизбежный стресс перед началом работы, вести себя более раскованно и естественно. Вместе с тем установленная скрытая видеокамера и чувствительный микрофон позволяют наблюдать и слышать всё происходящее в боксе. О том, что будет производиться видеозапись, предупреждаются заранее и актеры и кураторы, однако «эффект камеры» пропадает, как правило, уже через 2-3 минуты. Вся аудио- и видеоинформация по-ступает в специально отведенное помещение - «операторскую», где есть записывающая техника и имеются видеомониторы, позволяющие в режиме реального времени отслеживать происходящее в боксах. Как правило, это делает «эксперт» из числа студентов, приглашенный специалист или экза-менатор.

Таким образом, оставаясь один на один с пациентом, студент находится под перекрестным кон-тролем: его действия оценивают преподаватель, «эксперт» и пациент. Разработаны специальные унифицированные тесты, позволяющие оценить работу куратора по основным параметрам клиниче-ской работы врача: полнота и последовательность сбора анамнеза, объективное обследование, деон-тологические аспекты взаимоотношения с пациентом. Деятельность эксперта также находится под контролем - у преподавателя имеется возможность время от времени посмотреть по своему монитору, что происходит в боксах, и результаты своей оценки сравнить с оценкой эксперта. Немаловажно, что видеозапись в случае возникновения спорной ситуации позволяет сделать комиссионный просмотр и разбор ошибок. После завершения «игрового» этапа, включающего сбор анамнеза и объективное об-следование пациента, актер заполняет лист контроля на своего куратора. В них отражается его мне-ние о качестве работы студента. Первоначально имевшие место опасения, что актер не может объек-тивно оценивать умения студента, на практике не подтвердились. Совпадение оценки качества рабо-ты и умений студента, выставленной преподавателем, «экспертом» и актером, составляет 95-97%.

Проведя за отведенный промежуток времени сбор необходимой информации и завершив объек-тивное обследование пациента, куратор приступает к следующему этапу работы. Суть его - подтвер-дить свои умозаключения, касающиеся диагноза заболевания пациента, и составить план дальнейше-го обследования и лечения пациента. На этом этапе студент имеет возможность получить всю необ-ходимую информацию, касающуюся результатов лабораторно-инструментальных исследований. Поле для творческой работы здесь тоже имеется. Куратору предстоит самостоятельно выбрать и запросить именно те данные, которые, по его мнению, достоверно подтвердят предполагаемый диагноз и собст-венные логические рассуждения.

Заключительный этап работы - защита клинического случая. Суть его заключается в индивиду-альном общении с преподавателем, во время которого оценивается качество работы студента на всех этапах. Студент обосновывает выставленный клинический диагноз, выбранную программу обследова-ния и лечения пациента. Преподаватель, в свою очередь, оценивает работу куратора, используя при этом заключения эксперта, актера, а также видеозапись всего процесса курации. По результатам со-беседования обучающийся получает итоговый рейтинговый балл, отражающий его знания и умения.
При кажущейся громоздкости и сложности системы оценки работы студента она, как мы убеди-лись, функционирует без сбоев. За четыре года, прошедших с момента внедрения данной методики в процесс преподавания, нареканий со стороны студентов в необъективности оценки их знаний и уме-ний не было. А результаты говорят сами за себя. Вот только некоторые данные, полученные в резуль-тате анонимного анкетирования, проведенного среди студентов 4-го курса лечебного факультета по-сле окончания цикла «стандартизированный пациент»: 75% опрошенных отметили впервые выявлен-ную для себя недостаточность теоретической базы и слабое владение практическими навыками ра-боты с пациентом. Наверное, в какой-то мере это закономерно, поскольку в основу данной методики заложена самостоятельная работа студента, а это значит остаться один на один с пациентом, собрать анамнез, провести объективное обследование, запросить и оценить результаты лабораторных и инст-рументальных обследований и наметить программу лечения. Безусловно, для студента 4-го курса за-дача не из простых. Но, судя по полученным результатам, справились они с ней достойно: 5% пока-зали отличные знания, 83% получили оценку хорошо, 12% - удовлетворительно. Примечательно, что 95% студентов хотели бы продолжить занятия по данной системе и считали их очень полезными.

На 6-м курсе занятия в центре практических умений проходят в виде консультаций с преподава-телями профильных кафедр в объеме 12 учебных часов. В соответствии с программой итоговой госу-дарственной аттестации основные практические навыки по специальностям «хирургия», «внутренние болезни», «акушерство и гинекология» будущие выпускники имеют возможность еще раз отработать в учебной обстановке. Особое место здесь занимают вопросы оказания неотложной и реанимацион-ной помощи. Их студенты отрабатывают в обязательном порядке и наиболее тщательно. Использова-ние современных электронных тренажеров последнего поколения позволяет решать поставленные задачи с использованием всего комплекса мануальных навыков и медицинской аппаратуры, имею-щейся в арсенале врача.

В 2007 г. КГМУ впервые выпустил молодых специалистов, прошедших в течение 6 лет подготов-ку в центре практических умений.
В связи с этим в работе государственной аттестационной комиссии появилось несколько нов-шеств. В первую очередь это касается изменения порядка в сдаче этапа «практические навыки». До экзамена в клинике выпускник в обязательном порядке в центре практических умений КГМУ, в при-сутствии членов ГАК демонстрировал свое владение практическими навыками на муляжах, тренаже-рах или специально подготовленных актерах. Все манипуляции проводились в полном объеме, в соот-ветствующих условиях, с соблюдением необходимых правил асептики и антисептики. Чтобы быть до-пущенным к экзамену в клинике, необходимо правильно выполнить комплекс лечебно-диагностических процедур, содержащихся в вопросах по хирургии, терапии, навыкам оказания неот-ложной помощи, акушерству и гинекологии. По итогам 3 дней экзаменов 38% студентов лечебного факультета продемонстрировали отличные знания практических навыков, а 54% - хорошие.
Наиль АМИРОВ,
ректор, академик РАМН.
Алексей СОЗИНОВ,
проректор по учебной работе, профессор.
Сергей БУЛАТОВ,
профессор кафедры общей хирургии,
руководитель центра практических умений.
Казанский государственный медицинский университет.
http://www.mgzt.ru/article/864/


СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Росздрава, имеющий Федеральную лицензию А № 169180 от 27.06.05. на право образовательной деятельности и постдипломное образование по специальности «ФАРМАЦИЯ», проводит хозрасчетные курсы усовершенствования для провизоров и фармацевтов. По окончании курсов сдается квалификационный экзамен и выдается «Сертификат специалиста» государственного образца.
На кафедре УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ проводятся:
1. Сертификационные курсы усовершенствования для провизоров по специальности
«УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ» (очно-заочный цикл)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1 месяц
СТОИМОСТЬ обучения одного слушателя – 4500 рублей
Для специалистов, имеющих первичную специализацию в объеме не менее 504 часа.
НАЧАЛО циклов: 11 февраля, 24 марта, 19 мая, 23 июня, 15 сентября 2008 г.
2. .Сертификационные курсы общего усовершенствования для провизоров по специальности «УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ».
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14 недель (3 месяца и 1 неделя) из них 3 недели очная часть + 8 недель заочная часть + 3 недели очная часть.
СТОИМОСТЬ обучения одного слушателя – 7000 рублей.
Для специалистов, не прошедших интернатуру или первичную специализацию (не менее 504 ч.); обучающихся в интернатуре на рабочем месте; имеющих перерыв в работе по специальности более 5 лет.
НАЧАЛО циклов: 17 марта, 08 сентября 2008 г.
3.Сертификационные курсы усовершенствования фармацевтов по специальности «ФАРМА-ЦИЯ» Тематика курсов: «Отпуск «лекарственных форм», «Безрецептурный отпуск лекар-ственных средств и техника продаж», «Современные аспекты работы фармацевта».
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1 месяц
СТОИМОСТЬ обучения одного слушателя – 4500 рублей.
НАЧАЛО циклов: 18 февраля, 24 марта, 12 мая, 23 июня, 15 сентября 2008 г.

ДОКУМЕНТЫ*:
 производственная характеристика;
 копия диплома об образовании;
 копия сертификата специалиста;
 копии свидетельств о повышении квалификации;
 копия свидетельства о браке (при смене фамилии);
 копия трудовой книжки;
 копия свидетельства о гос. регистрации индивидуального предпринимателя;
 сертификат специалиста (подлинник);
 паспорт.
*копии документов заверяются нотариально или по месту работы.

ОПЛАТУ ЗА ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕСТИ ДО НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ.
Исполнитель:
ГОУ ВПО АГМУ Росздрава
656038, г. Барнаул пр. Ленина 40 , т. 36-61-19
ИНН 2225003156 КПП 222501001 УФК по Алтайскому краю ( ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, лсчет 06061276480) в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г.Барнаула Рсчет40503810800001000170
Код ОКАТО 01401000000 БИК 040173001
Обязательно указать в назначении платежа: (061 3 0201010 01 0000 130) Доходы от предос-тавления платных образовательных услуг. Далее указать цикл усовершенствования, Ф.И.О. обучаемого

Начало занятий по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина 40, 4 этаж, кафедра УЭФ с 14.00.
По всем вопросам обращаться по тел. 36-61-67
Заведующий кафедрой УЭФ, профессор Шарахова Елена Филипповна


Наши партнёры