«Мы и здоровье»

Основной выпуск

27 января 2009 года №1-2 (355-356)
ИНТЕРВЬЮ

Технологичная МИСС

Об использование информационных технологий в работе станции скорой медицинской помощи Барнаула

Основной задачей службы скорой помощи с момента ее образования является максимально быстрое прибытие к больному или пострадавшему и оперативное оказание эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. В последнее десятилетие выполнение данной задачи значительно затруднено из-за неуклонного роста обращаемости населения за скорой помощью как по России в целом, так и в нашем городе. Ежегодно из 1000 человек 450 обращается за скорой помощью.
В 2004 году городской администрацией было решено внедрить медицинскую информационную специализированную систему поддержки принятия решений «МИСС-03». О внедрении и эффективности новой технологии рассказывает А. Е. Посекунов, главный врач МУЗ «ССМП».
– Что может система?
– «МИСС–СКОРАЯ ПОМОЩЬ» полностью автоматизирует процесс оперативного управления станцией,
включая прием вызова диспетчером «03», оперативное управление бригадами, систему анализа деятельности всей станции и ее структурных подразделений, систему оценки качества оказания помощи на догоспитальном этапе. Учитывая и прогнозируя на ближайший интервал времени всю обстановку в городе, система дает оптимальную рекомендацию в зависимости от повода к вызову, места вызова, имеющихся в наличии свободных бригад и их расположения относительно адреса вызова, ранее поступивших, но еще не обслуженных вызовов.
Система прогнозирует время приезда на место вызова, время пребывания бригады у больного и время ее освобождения, отслеживает места нахождения бригад и отображает информацию на экране дисплея. С 2005 г. на станции СМП г. Барнаула осуществлен окончательный переход на эксплуатацию системы автоматизированного оперативного управления выездными бригадами «МИСС-03».
– Каковы же результаты?
– Улучшились все оперативные и качественные показатели деятельности станции, достигнув наивысшего уровня за последние 10 лет. Несмотря на возрастающую востребованность скорой помощи, ведущий целевой показатель – «время ожидания обслуживания» – снизился с 20 минут в 2002 году до 11,5 минут в 2008 году. К
больным экстренного профиля скорая помощь приезжает за 10 минут вместо 16,5, как было ранее. Количество опозданий выезда скорой помощи сократилось в 10 раз. Добились практически на 100% своевременности выезда бригады. В настоящее время с помощью «МИСС–03–Интернет» обеспечивается информационная поддержка преемственности между СМП и поликлиниками города. Сотрудники поликлиник получили возможность доступа к информации о своих пациентах, обслуженных на станции СМП (находящихся на амбулаторном лечении, диспансерном учете, часто вызывающих СП и т. д.), непосредственно с сервера станции. Результаты сказались сразу же после запуска проекта, что выразилось в прекращении роста обращаемости хронических больных на станцию скорой помощи, а в 2008 году наметилась тенденция к их снижению (количество вызовов к больным с хроническими заболеваниями снизилось в целом по городу на 4-5%).
– Можно теперь успокоиться?
– Нет, конечно. В настоящее время подходит к завершению реализация пилотного проекта по интеграции эксплуатируемой медицинской информационной системы «МИСС – 03» с системой GPS-навигации. Внедрение системы спутниковой навигации позволит осуществлять контроль за передвижением санитарного транспорта ССМП по улицам города, выбор оптимального маршрута до места происшествия, передачу вызова непосредственно выездной бригаде, минуя диспетчера подстанции. Завершение проекта с установкой оборудования на один автомобиль скорой помощи и запуском новой версии объединенной программы планируется на третью декаду декабря текущего года.
– С какими сталкиваетесь проблемами?
– Единственная – рост количества безрезультатных вызовов. Как правило, они относятся к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Ежегодно на станции осуществляется от 15 до 18 тысяч подобных вызовов. Практически месяц в году станция проводит бессмысленную никому не нужную работу. В лучшем случае, выяснив через пару минут, что человек в услугах скорой помощи не нуждается, вызывающий сообщает об этом в оперативный отдел, и бригада, выехавшая на этот вызов, отзывается.
Михаил Жданов.


Наши партнёры