«Мы и здоровье»

Основной выпуск

№ 10 (233)
ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА № 10 (233)

Минздравсоцразвития РФ:
Решение об упразднении Росздрава и Росмедтехнологий вызвано необходимостью повышения координации действий и создания прозрачности в системе министерства

Передача части функций и полномочий Федеральных агентств по здравоохранению и социальному развитию и по высокотехнологичной медицинской помощи Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству направлена на опти-мизацию и повышение эффективности работы системы здравоохранения и социального развития.
Это решение вызвано необходимостью повышения координации действий и создания прозрачности в системе Минздравсоцразвития России. Учитывая, что сейчас перед Министерством поставлены системные задачи по социальному развитию и модернизации системы здравоохранения, оптимизация структуры ве-домства позволит ускорить принятие решений и повысить их эффективность.
Справочно. Выдержки из Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
«В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституцион-ным законом от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:
11. Упразднить:
Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
12. Передать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
функции упраздняемого Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения в части, касающейся разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диаг-ностики и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (включая трансплантацию ор-ганов и тканей);
функции упраздняемого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию по ока-занию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, курортного дела, по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы соци-ального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.
Передать Федеральному медико-биологическому агентству функции упраздняемого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (за исключением функций, переданных Министер-ству здравоохранения и социального развития Российской Федерации) по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (кроме высокотехнологичной медицинской помощи).
Источник:
Пресс-служба Минздравсоцразвития России,
14.05.2008

Профессиональная Служба по редким нозологиям Формулярного комитета РАМН обеспокоена реструктуризацией Минздравсоцразвития и Росздрава
В связи с реструктуризацией Минздравсоцразвития и Росздрава, перераспределением функций ме-жду ведомствами Профессиональная Служба по редким нозологиям Формулярного комитета РАМН выра-жает свою крайнюю озабоченность ситуацией, которая складывается в обеспечении лекарствами больных 7 редкими дорогостоящими нозологиями (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз и другие гемабластозы, рассеянный склероз, а также состояния после трансплантации орга-нов и тканей). Росздрав проводил тендеры на закупку препаратов на 2-е полугодие 2008 г. для этих паци-ентов, однако теперь агентство перестало существовать. Вероятно, потребуется огромная бумажная рабо-та по передаче уже идущих контрактов. Это, с высокой вероятностью, приведет к глубокому кризису лекар-ственного обеспечения больных в стране, тем более что во многих регионах и сегодня ощущается нехват-ка препаратов по поставкам перового полугодия.
Обращаемся ко всем, от кого это зависит, в первую очередь к территориальным органам управления здравоохранения, принять все возможные меры для предупреждения возможных негативных последствий кризисного развития событий: провести в регионах срочные дополнительные закупки лекарств для обеспе-чения этих пациентов на амбулаторном этапе, перераспределить возникающие излишки лекарств, если они есть, обеспечить лекарствами возможность полноценного лечения больных в стационарах.
Павел Воробьев,
координатор Профессиональной Службы
по редким нозологиям Формулярного комитета РАМН,
профессор, 15.05.2008

Александр Жуков: Ликвидация Росздрава не скажется на обеспечении населения лекарствами
Ликвидация Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, произошедшая 12 мая в рамках реструктуризации правительства РФ, не скажется на обеспечении населения лекарствами, заявил вице-премьер Александр Жуков. По его словам, функции агентства никуда не теряются, и обеспе-чение лекарственными средствами никоим образом не пострадает из-за ликвидации Росздрава. Его под-держала и глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова. "Люди, работавшие в ликвидированных агентствах, в большинстве своем перейдут в министерство или оставшееся агентство", - сказала она. Ми-нистр добавила, что новая структура Минздравсоцразвития позволяет ей "упростить процедуру управле-ния". "Любая многослойная система требует достаточно сложных бюрократических согласований", - пояс-нила она.
Источник: АМИ-ТАСС

Комментарий
Комментирует ситуацию политолог Евгений Гонтмахер. «Российская газета»

- Упразднение двух агентств - абсолютно правильное решение. Особенно это касается агентства по высокотехнологичной медицинской помощи. Мы помним то время, когда оно было создано, - время кон-фликта между минздравсоцразвития и Российской академией медицинских наук. Тогда вопреки здравому смыслу некоторые академические учреждения, учреждения, оказывающие высокотехнологичную помощь, были изъяты у РАМН и переданы новоиспеченному агентству. Агентство обрело и функции распределения квот на получение такой помощи, что, как известно, привело к ряду проблем в их, квот, получении. В част-ности, о "квотовом конфликте" в Иркутске писала "РГ".
Сейчас ситуация должна измениться. Хорошо, что именно теперь функции агентства перешли в мин-здравсоцразвития, так как увеличивается финансирование высокотехнологичной помощи, квот станет больше. Как мне представляется, министерство сможет более целенаправленно, более эффективно их распределять. Хотя идеальной должна стать ситуация - к ней, хочется верить, мы обязательно придем, когда квоты будут вовсе отменены: центры высокотехнологичной медицинской помощи, которые уже есть и которые сейчас создаются в рамках нацпроекта "Здоровье", будут, по мере необходимости, финансиро-ваться в полном объеме государством. И тогда надобность в квотах начисто отпадет.
Учреждения, переданные агентству по высоким технологиям, теперь переходят под крыло министер-ства. Не исключено, что со временем некоторые из них вернутся в лоно РАМН.
Несколько иная ситуация с упразднением Росздрава. В рамках административной реформы, начатой в 2004 году, появилась необходимость разделения функций. Грубо говоря, законотворчеством, правовыми проблемами занималось минздравсоцразвития, а распределением бюджетных потоков - Росздрав. Теперь произошел возврат к ситуации, когда министерство вновь станет заниматься и тем и другим. Между про-чим, это некоторое отступление от принципов административной реформы. Думается, в данном случае свою роль сыграли личностные качества министра Татьяны Голиковой - очень опытного, знающего финан-систа.
В обоих агентствах трудились немало классных и - будем откровенны - неклассных специалистов. Процесс их трудоустройства не прост. Но он неизбежен.
Не состоялось разделение минздравсоцразвития на два министерства - здравоохранения и труда. Хотя такового раздела многие ждали, а у многих он не вызывал сомнений. Не случилось. Не настала для этого пора. Сейчас в ситуации переходного периода нет времени на раскачку, на вхождение в проблемы. А вот когда появится стратегия развития здравоохранения, будет скорректирована пенсионная реформа и так далее, можно будет вернуться к вопросу о разделении ведомства. А сейчас нужна быстрая работа. Пе-ремены к лучшему нельзя оттягивать.
Евгений Гонтмахер
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4661 от 16 мая 2008 г.



Юридические и аудиторские консультации
Порядок проведения предрейсовых медосмотров
Вопрос:
Нужно ли лицензировать медпункт на предприятии, если медицинский работник (образование фельдшер) у нас в штате. Она осуществляет предрейсовый осмотр водителей, машинистов, мотористов (без выдачи заклю-чений, если пьян, просто составляем Акт и направляем на освидетельствование в наркоцентр).
Ответ:
Статьей 20 Федерального закона РФ от 10.12.95 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 01.12.2007 г.) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляю-щие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые ме-дицинские осмотры водителей.
В соответствии с «Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности», утвержден-ным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» (в ред. от 07.04.2008 г.), обязательному лицензированию подлежат работы (услуги) по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых).
Порядок проведения таких осмотров изложен в Методических рекомендациях «Медицинское обеспече-ние безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмот-ров водителей транспортных средств)», утвержденных Минздравом РФ и Минтранспорта РФ 29.01.2002 г. (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»).
В Приложении к Методическим рекомендациям приводится «Типовое положение об организации пред-рейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», согласно которому (п. 1.2.) предрейсо-вые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником органи-заций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. При этом предрейсовые медицинские осмотры прово-дятся только при условии наличия у медицинского персонала соответствующего сертификата, а у медицинско-го учреждения – лицензии (п. 1.4.), как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения (п. 1.6.).
Необходимо отметить, что этот документ не является нормативным правовым актом и, соответственно, не является обязательным для выполнения.
В соответствии с действующим законодательством административному и уголовному наказанию может быть подвергнута только незаконная предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, которая приносит систематический доход.
Деятельность медработника никакого дохода предприятию не приносит и, фактически, не является даже медицинской деятельностью, поскольку, по сути, фельдшер только рекомендует администрации предприятия не допускать того или иного работника к работе.
Следует иметь в виду, что в таком случае (без организации медпункта и получения лицензии на меди-цинскую деятельность) отстранение работника от работы и направление его на экспертизу в ЛПУ может быть признано незаконным и оспорено работником в трудовой инспекции или в суде. Если работник не выполнит предписание администрации и не пройдет экспертизу в ЛПУ, а потом предъявит предприятию претензии за вынужденный прогул, доказывать факт нахождения работника на рабочем месте в нетрезвом виде придется предприятию.
В то же время согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2006 г.) состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оцене-ны судом.
Заметим, что в случае осуществления предприятием пассажирских перевозок необходимость соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, перечисленных в ст. 20 указанного Закона, обусловлена включением их в перечень лицензионных требований при осуществлении пассажирских перевозок (пп. "в" п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом …», утвер-жденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637). При этом отсутствие в путевом листе от-метки о прохождении предрейсового медицинского осмотра расценивается как осуществление предпринима-тельской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (см., например, Постановления ФАС УО от 18.07.2007 N Ф09-5639/07-С1, ФАС ДВО от 23.05.2007 N Ф03-А04/07-2/1534).
Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 12 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.93 г. N 1090 (в ред. от 19.04.2008 г.) должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуа-тацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, на-ходящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угро-зу безопасность движения.
Таким образом, в случае ненадлежащим образом оформленных документов о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра, и совершения им впоследствии дорожно-транспортного происшествия вследствие указанных выше причин, на скамье подсудимых может оказаться не только непосредственный ви-новник аварии, но и должностные лица организации, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
22.05.08
Остаточный срок годности при оптовых поставках лекарств
Вопрос:
Какими нормативными документами регламентируется остаточный срок годности (в процентах) от об-щего срока реализации, установленного изготовителем, при закупке лекарственных препаратов аптечными уч-реждениями у оптовых поставщиков?
Ответ:
Действующее законодательство никак не регламентирует остаточный срок годности лекарственных средств при их поставке в аптечную сеть. Как правило, остаточный срок годности устанавливается сторонами договора (контракта) или в типовых договорах на поставку лекарственных средств по государственным или муниципальным заказам.
23.05.08

Уполномоченный по качеству фармацевтической организации
Вопрос:
Пунктом 9.9 ОСТа введена должность уполномоченного по качеству в аптечных организациях. Данная должность на производстве регламентирована инструкциями, приказами. Разъясните, пожалуйста, специалист какого звена может замещать данную должность на оптовом складе, какие приказы регламентируют его работу и что конкретно входит в его функции? Обязательно ли обучение на курсах, должен ли быть соответствующий сертификат на данный вид деятельности?
Ответ:
Действительно, должность "уполномоченного по качеству" аптечной организации введена в практику фармацевтической деятельности пунктом 9.9. Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарст-венных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (в ред. от 18.04.2007 г.). Согласно этому пункту руководитель ап-течной организации назначает из руководящего персонала уполномоченного по качеству.
Никаких иных сведений или разъяснений о функциональных обязанностях такого сотрудника, характере его взаимоотношений с другими сотрудниками аптеки и т.п. нет ни в одном официальном документе - ни в нормативном правовом акте, ни в каких-либо разъяснительных или правоприменительных документах.
По нашему мнению, уполномоченным по качеству может быть и сам руководитель аптечного предпри-ятия, тем более, что он, так или иначе, несет персональную ответственность за качество реализуемых препара-тов. Никаких требований к уполномоченному по качеству законодательством не установлено. Поэтому функ-циональные обязанности и требования к сотруднику, назначенному на эту должность, следует утвердить внут-ренним приказом, исходя из общих требований, установленных к системе качества аптечного предприятия От-раслевым стандартом и иными нормативными актами. Из буквального толкования пункта 9.9. Стандарта следу-ет, что уполномоченный по качеству в аптеке должен быть один.
Таким образом, деятельность уполномоченного по качеству аптечной организации действующим законо-дательством практически никак не регламентирована.
Абсолютно то же самое можно сказать и о должности уполномоченного по качеству оптового склада, предусмотренной пунктом 7.9 Отраслевого стандарта «Правил оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» ОСТ 91500.05.0005-2002, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.03.2002 г. N 80 (в ред. от 28.03.2003 г.), согласно которому «Руководитель предприятия оптовой торговли лекарственными средствами из руководящего состава предприятия назначает лицо, ответственное за соблюдение правил опто-вой торговли лекарственными средствами (уполномоченного по качеству)». Никаких иных требований и даже упоминаний об этой должности в действующих правовых нормах нет.

24.03.08
Директор юридической
компании «Юнико-94» М.И. Милушин



Наши партнёры