«Мы и здоровье»

Основной выпуск

28 мая 2007 года - 326-327
Комментарий специалиста

Аптека – не библиотека, пилюлю вынь да положь

Каждого седьмого жителя Алтайского края судьба «одарила» правом на дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО).

Суть дела проста – государство признает у человека наличие профессионального заболевания или даже инвалидности и берет на себя оплату лекарства, требуемого для лечения. Врач осуществляет выписку рецепта, т.е. определяет сколько и какого лекарства требуется для излечения страждущего. Аптекарю остается самое простое – выдать требуемое больному, получить деньги за него с благодетеля, т.е. государства. Знаете, что самое поразительное? Все названные участники этого благого дела добросовестно выполняют свои обязанности. Госдума даже находит дополнительные деньги на ДЛО, аптекари порой прикупают для льготников лекарства на свои средства. Врачи строчат рецепты так, как их учили в мединститутах. Но… больному становится все тошнее от данной благотворительной затеи, он готов лупить докторов, громить аптеки, лезть на баррикады. О судьбе алтайских аптек ваш корреспондент беседует с Оксаной Кудиновой, отвечающей в главном управлении по здравоохранению и фармацевтической деятельности за эту многострадальную отрасль.

– Оксана Анатольевна, рядовой клиент хочет от аптеки простой вещи: при необходимости быстро получить рекомендуемые врачом лекарства. За свои кровные рубли либо бесплатно – по льготному рецепту.
Даже за наличные это не всегда удается – периодически исчезают самые простейшие препараты. «Счастливые» же обладатели льгот могут обивать пороги ваших учреждений месяцами. Первое открытие, которое ждет человека, решившего заглянуть под зеленую вывеску – у аптек нет одного хозяина, все они играют по разным правилам.

– Законы для всех одинаковые, а вот собственники, а значит и мотивация в организации работы – действительно отличаются. В крае действует множество аптек и аптечных пунктов различных форм собственности, из них к государственной (краевой и муниципальной) относятся не более 90. Но даже в этих аптеках о едином управлении говорить не приходится, оно опосредовано – через налоговые льготы, аренду помещений, госзаказ, каковым, по сути дела, является и дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО). Его-то практическое воплощение и вызывает вполне справедливые нарекания граждан.

– Госзаказ всегда был привлекателен для бизнеса – он всегда дает небольшую, но стабильную прибыль…

– Если рассматривать аптеки как бизнес-структуры, то между ними и государством существуют влиятельные посредники. Это территориальный фонд обязательного медицинского страхования и компания «РОСНО», выигравшая конкурс на поставку медпрепаратов. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь то, что взаимоотношения в этой сфере далеки от безоблачных. Интересы участников зачастую далеки от решения социальных проблем. И те самые деньги государства, предусмотренные по ДЛО, доходят до аптек месяца
ми. Определенную, но, к сожалению, далеко не определяющую роль в этой цепочке играет и наше главное управление. Его руководство предпринимает сейчас огромные усилия, выступая в несвойственной роли гаранта в финансовых расчетах с «РОСНО», чтобы спасти аптечную сеть, замкнутую, на ДЛО от вполне вероятного банкротства. Например, только бийская аптека № 166 накопила различных долгов более, чем на полмиллиона рублей.

– Мы говорим о проблемах внешнего плана, по сути – о правилах игры, которые устанавливает государство. Что где-то в Бельгии и Германии нет льготников, или у них нет Зурабова?

– Дело, думаю, не в конкретном министре. В делах подобного масштаба трудно не наступить на грабли. Важно не повторяться. Уверена, что государство исправит ситуацию. А в Германии, например, где четко отработана система медстрахования, льготники в аптеках предъявляют рецепты по фиксированным и отнюдь не заоблачным ценам. А доплатить за более усовершенствованный аналог они могут тут же у прилавка – без какой-то беготни по врачам.

– Хорошо, распределение лекарств через аптечную сеть теперь в руках медиков, можно ожидать улучшений. Тем более, что первый шаг по объединению аптек был сделан еще в прошлом году. Я имею в виду Постановление Администрации Алтайского края № 437.

– Да, им на базе «Алтаймедпрепаратов» предполагается создать краевое госпредприятие «Аптеки Алтая». Стратегически верное решение не было подкреплено тактическими мероприятиями. Не проведена кропотливая работа с районными властями по передачи тех же зданий новому предприятию. Есть районы, где позиции глав районов и местных органов самоуправления кардинально разошлись. Не решены кадровые вопросы. Но цель губернатором в этом деле поставлена четкая – обеспечить бесхлопотную для граждан работу аптечной сети. И я не вижу каких-то форс-мажорных обстоятельств, которые помешают задачу выполнить.

– А кадры, которые решают все? Что греха таить, аптечные руководители на местах попривыкли к серым схемам, эксклюзивным отношениям с фармацевтическим фирмами. Для кого война, а для кого и мать родная.

– Полагаю, что наша цель при реорганизации аптечной сети, в частности, и состоит в том, чтобы сделать для её работников выгодной работу без серых схем, а главным критерием в оценке её качества станет бесперебойность обеспечения пациентов лекарствами.

– Два слова о сроках.

– Они определены Федеральными законами № 131 и №95, которые освобождают муниципалитеты от обязанностей по лекарственному обеспечению населения. Крайний срок – 1 января 2009 года. Муниципальные аптеки будут перепрофилированы


Наши партнёры