«Мы и здоровье»

Фармвестник

ЮРИДИЧЕСКИЕ И АУДИТОРСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Состав и площади аптечных организаций

Вопрос:
С выходом в 2004 году приказа МЗиСР РФ № 92 утратило силу приложение к ОСТу «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях», регламентировавшее состав и размеры помещений аптечных организаций. В пункте 3.5. ОСТа теперь указано, что «состав и размеры помещений определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и ИНЫМИ нормами и правилами». Какими нормативными документами следует руководствоваться при определении состава и размера помещений для аптечного пункта, расположенного в поликлинике ЛПУ? Необходимо ли выделять торговый зал в аптечных пунктах при ЛПУ?
Ответ:
Требования к помещениям аптечной организации выделены в отдельный раздел Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 18.04.2007 г.). При этом пунктом 3.5. Стандарта установлено, что состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и иными нормами и правилами, а пунктом 3.17 определено, что общая площадь административно-бытовых помещений аптечных организаций зависит от численности персонала и рассчитывается согласно действующим нормам и правилам.
Как мы уже неоднократно писали, в настоящее время действующее российское законодательство не содержит требований к размерам площадей аптечных учреждений.
Правда, в 1990 году Минздравом СССР были утверждены действующие до сих пор (в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации) Строительные правила и нормы 2.08.2-89 "Пособие по проектированию учреждений здравоохранения", в которых устанавливались рекомендации по составу и нормативам площадей хозрасчетных аптек различных категорий в зависимости от рецептурного оборота и денежной выручки аптеки в стоимостном выражении на 1989 год. Очевидно, что в настоящее время такая классификация аптек не может быть применима, соответственно этому, не могут считаться применимыми к современным аптечным организациям и установленные указанными выше Строительными правилами и нормами требования к составу и площадям аптечных учреждений.
Заметим, что пунктом 3.19 Стандарта установлено требование к торговому залу аптечной организации безотносительно того, является аптечная организация аптекой, аптечным пунктом или киоском. Из этого, в принципе, может быть сделан вывод о том, что торговый зал должен быть в любой аптечной организации, но такой вывод принципиально противоречит понятию «аптечный киоск».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос о необходимости наличия торгового зала в аптечном пункте действующим законодательством должным образом не урегулирован, также как и не урегулирован общий вопрос о составе и площадях аптечных организаций.
Директор юридической компании «Юнико-94»
М.И. Милушин, 05.11.2009 г.

Розлив этилового спирта в аптеке

Вопрос:
Наша аптека закупает спирт этиловый 96%, потом доводит его до концентрации 70%, разливает в бутылки 200 и 400 мл для дальнейшей реализации. Является ли аптека плательщиком акциза? В консультациях найдено упоминание: «Таким образом, при розливе спирта этилового в индивидуальную упаковку и отпуске его бесплатно по льготному рецепту диабетикам для лечения, при изготовлении спирта этилового 40- и 70-процентного путем изменения концентрации и реализации его лечебно – профилактическим учреждениям, школам, детским садам для проведения лечебного процесса, при розливе спирта этилового фармакопейного 95-процентного в индивидуальную упаковку учреждения аптечной сети с 1 января 2001 г. являются плательщиками акцизов согласно вышеуказанным статьям Налогового кодекса.»
Ответ:
До 01.01.2007 г. розлив подакцизных товаров, в том числе этилового спирта, приравнивался к производству этих товаров (пункт 3 статьи 182 НК РФ). Поэтому при розливе этилового спирта аптеки являлись плательщиками акцизов.
Федеральным законом РФ от 26.07.2006 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в пункт 3 статьи 182 НК РФ внесены изменения: слова «розлив подакцизных товаров» заменены словами «розлив алкогольной продукции и пива» (подпункт «б» пункта 5 статьи 1 Федерального закона РФ № 134-ФЗ).
Данные изменения вступили в силу с 01.01.2007 г. (статья 7 Закона № 134-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 22.11.95 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 30.12.2008 г.) этиловый спирт и алкогольная продукция - понятия разные:
• этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец (пункт 1 статьи 2 Федерального закона РФ № 171-ФЗ);
• алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (пункт 7 статьи 2 Федерального закона РФ № 171-ФЗ).
Таким образом, с 01.01.2007 г. розлив этилового спирта не приравнивается к производству подакцизных товаров.
Следовательно, аптека при закупке и последующем розливе этилового спирта в бутылки различной емкости с 01.01.2007 г. не является плательщиком акцизов.
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И.Л. Титова, 29.10.2009 г.


С чего начинается пенсия
Для получения пенсии гражданам необходимо представить документы, подтверждающие трудовой стаж. Но где взять столь нужную информацию, если организация, в которой работал новоиспеченный пенсионер, ликвидирована много лет назад? Естественно, к несуществующей компании невозможно предъявить какие-либо требования, в том числе о выдаче тех или иных документов.
Сбор документов
В силу п. 2 Постановления Минтруда России № 16, Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для получения пенсии вместе с заявлением требуется представить документы:
· удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство;
· о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого определяются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»);
· о среднемесячном заработке за 2000—2001 годы или за любые 60 месяцев подряд в период до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности.
Перечень документов, которыми должен подтверждаться среднемесячный заработок, законодательством не оговорен, и, как правило, он подтверждается первичными документами о заработке. Работнику могут быть выданы их копии или архивные справки.
Утраченное можно вернуть
Если организация существует, но необходимые документы утрачены, стоит обратиться к совместному Письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.11.2001 № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704. В нем, в частности, указано:
· по каждому факту утраты документов целесообразно создавать комиссию с привлечением представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда РФ;
· в случае наличия вины работодателя и причинения из-за утраты документов ущерба, выражающегося в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда. Причем взыскание ущерба, по мнению названных государственных органов, следует осуществлять в судебном порядке, а органы Пенсионного фонда РФ должны оказывать потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда;
· при утрате документов, произошедшей вследствие событий, которые находятся вне контроля работодателя, органами пенсионного обеспечения могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам относятся учетные карточки членов партии, профсоюза, комсомола и партийные, профсоюзные, комсомольские билеты; расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда; приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка сотрудника. Копии перечисленных документов заверяются органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
Порочная ликвидация
Нередко возникают ситуации, когда организация, с которой состоял в трудовых отношениях работник, уже ликвидирована, а документы не были переданы в соответствующие органы. В силу п.10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» негосударственным организациям до завершения процесса их ликвидации вменяется в обязанность передать документы по личному составу в государственный или муниципальный архив.
Однако невыполнение данной обязанности согласно действующему законодательству РФ не препятствует завершению ликвидации организаций, а документы, подтверждающие страховой стаж и средний заработок, могут быть просто утеряны. В таком случае, чтобы доказать свои пенсионные права, следует обратиться в суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение. В рамках судебного разбирательства надо сделать запрос через суд в органы и организации, а также в архивы и территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ. Без судебного запроса эти органы скорее всего откажут в предоставлении необходимых сведений. В обоснование своей позиции можно использовать косвенные письменные доказательства, а также привлечь свидетелей.
Складывается парадоксальная ситуация: юридическое лицо не сможет ликвидироваться, если есть задолженность перед бюджетом даже в одну копейку, и в то же время у него не будет никаких препятствий в получении свидетельства о ликвидации при потере сведений о нескольких тысячах числящихся работников.
Как бы преемник
Если информация не утрачена и документы на работника попали к другой организации, не являющейся преемником ликвидированной, радоваться раньше времени не стоит. Пенсионный фонд найдет основания не принимать документы от подобных организаций. В данном случае организация может нести ответственность за предоставление недостоверных сведений по ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Проверяющие органы вправе указать на обязательность наличия лицензии при осуществлении архивной деятельности. В противном случае лицо привлекается к ответственности по ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Именно поэтому организации предпочитают не выдавать документы сторонних предприятий.
Важно добавить, что учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно, а также высылать копии имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов требуются для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.83 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»).
Дорогой архив
Государственные и муниципальные архивы часто сами провоцируют неисполнение организациями обязанности по передаче документов по личному составу, поскольку сформировать дела и передать их по расценкам архивов оказывается совершенно невыполнимой задачей, особенно организациям, ликвидирующимся в порядке банкротства. Если санкция за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов по ст. 13.20 КоАП РФ выражается в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей, то оплата услуг по формированию дел для сдачи в архив может быть в сотни, а то и в тысячи раз дороже. Это ведет к тому, что далеко не все организации соблюдают или фактически могут исполнить обязанность передать документы по личному составу.
Небольшая поблажка сделана для негосударственных организаций, имеющих отдельные виды архивных документов. Пункт 3 ст. 23 Закона от 22.10.2004 №125-ФЗ оговаривает право негосударственных организаций на возмещение средств, потраченных на отбор и передачу в упорядоченном состоянии архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств федерального бюджета. Но судебная практика не позволяет компенсировать за счет бюджета все расходы исходя из того, что названная статья определяет порядок возмещения средств, потраченных на отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся во владении негосударственных организаций архивных документов. Возмещение иных затрат, в том числе по подготовке архивохранилища, по мнению суда, данной нормой не предусмотрено (Определение ВАС РФ от 14.05.2008 №4423/08).
Право стало обязанностью
Ситуация усугубляется несовершенством действующего законодательства. Пункт 3 ч. 3 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закреплял право конкурсного управляющего передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Эта формулировка вступала в противоречие с п. 10 ст. 23 и ч. 1 ст. 17 Закона от 22.10.2004 №125-ФЗ. Совсем недавно на данную проблему обратил внимание законодатель и Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу с 05.06.2009, трансформировал право конкурсного управляющего передать на хранение документы должника в его обязанность. Изменит ли этот Закон уже сложившуюся негативную судебную практику признания незаконным привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности за неисполнение соответствующей обязанности — покажет время.
Неутешительные выводы
Трудности с получением достоверной информации о своей трудовой деятельности — основная проблема реализации гражданами прав на получение пенсии. И виной тому — пробелы в действующем законодательстве.
Государство не создало механизмов реализации обязывающих норм для хозяйствующих субъектов и отстранилось от защиты прав граждан на получение необходимых сведений.
Поэтому мы рекомендуем лицам, в настоящее время работающим, заранее позаботиться о своей будущей пенсии: навести справки о состоянии дел по бывшим и нынешним местам работы, о сохранности документов по личному составу.
В будущем, а тем более достигнув пенсионного возраста, найти своих работодателей будет крайне сложно.
Наталья Ковалева,
доцент кафедры гражданского права
и процесса КГТУ, кандидат юридических наук

Наши партнёры