«Мы и здоровье»

Фармвестник

Фармвестник Алтая №3 (250)
от 12 февраля 2009 года.

Фармацевтическая служба отметила юбилей

6 февраля в Государственной филармонии Алтайского края состоялось торжественное заседание, посвящённое 90-летию со времени образования государственной аптечной службы России.
Просторный зал филармонии был полон – как свидетельство того, что сегодня в фармацевтической деятельности края занято много людей и что, как род экономической деятельности, она вызывает большой интерес.
С приветственным словом к участникам торжества обратился заместитель Губернатора Алтайского края Н.П. Черепанов. Он, в частности, сказал: «Фармацевтические работники, начиная с 1919 года, руководствуются основными принципами здравоохранения: общедоступности и бесплатности медицинской помощи. С момента организации фармация Алтайского края, являясь одной из самых первых государственных служб Сибири и Российской Федерации, всегда занимала передовые рубежи отрасли. Приятно сознавать, а это объективная оценка вашей работы со стороны федеральных органов, включая и Минздравсоцразвития, что значимость государственной аптечной службы в крае не снизилась. Более того, по ряду позиций она значительно выросла. Это прежде всего касается её социальной направленности».
Перед собравшимися выступил на-чальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А. Елыкомов. Он сказал, что Главное управление считает важной задачей сохранение государственной аптечной сети на территории Алтайского края. Для этого в 2008 году создано АКГУП «Аптеки Алтая», которое сегодня обеспечивает медикаментами около 70% населения. Как огромное достижение нашей фармации он оценил сохранение разветвлённой сети государственных аптек в сельских районах, включая самые отдалённые территории. Он отметил также, что филиалы АКГУП «Аптеки Алтая» самостоятельно проводят свою экономическую политику и свободны в выборе поставщика, успешно конкурируют с многочисленными коммерческими структурами. Но самым главным достоянием фармацевтической службы В.А.Елыкомов назвал людей. В АКГУП «Аптеки Алтая» трудятся около 480 фармацевтических работников, в Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности – 11 провизоров.
C 90-летием со дня образования государственной аптечной службы присутствующих поздравил вице-президент ЗАО «Роста» (г.Москва) Александр Семенюк.
На конференции названы имена лучших людей фармации, её золотой фонд. Прежде всего это, конечно же, почётные ветераны. Много замечательных слов прозвучало в адрес присутствующего в зале Василия Васильевича Алешкевича – много лет возглавлявшего государственное аптечное управление. Сегодняшние работники аптек хорошо помнят его и уважают. Прозвучали имена Таисии Евстафьевны Мусохрановой, Антонины Ионовны Нувальцевой, Веры Борисовны Овчинниковой, Галины Александровны Малюковой, Валентины Никифоровны Черненко, Любовь Михайловны Никольской, Лидии Антоновны Клифцовой, Клавдии Петровны Параскун – всего около тридцати имен.
В преддверии торжества Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности проведены профессиональные конкурсы «Лучшая аптека-2009» и «Лучший фармацевтический работник Алтайского края-2009» ", которые стартовали в октябре 2008 года. В них принимали участие аптечные предприятия всех форм собственности, специалисты с высшим и средним фармацевтическим образованием, имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет в организациях и аптечных предприятиях региона. Победители были названы на торжестве: МУП «Аптека №395» г. Бийска, ООО «Аптечная сеть «Эвалар», Валентина Ивановна Виснер – заведующая аптечным пунктом филиала АКГУП «Аптеки Алтая» «Аптека №301» (диплом первой степени), Надежда Михайловна Дрёмина – провизор ООО «Роста» «Аптека Радуга» (диплом второй степени), Елена Алексеевна Васёва – провизор ООО «Роста» «Аптека Радуга» (диплом третьей степени). Победителям вручены ценные подарки.
В связи с юбилеем государственной аптечной службы награждены: Почётной грамотой АКЗС Поплевина Любовь Михайловна - заместитель директора МУП МО «Павловский район «Фармация», Благодарственным письмом АКЗС Михайлова Людмила Николаевна - заместитель директора МУП «Центральная городская аптека» МО «Город Рубцовск» Алтайского края, Почётной грамотой Администрации Алтайского края Вдовченко Сергей Иванович - директор АКГУП «Аптеки Алтая», а Благодарственным письмом Администрации Алтайского края Ольга Тарасовна Заболотная – главный специалист отдела регионального лекарственного обеспечения Главного управления.
На праздничном заседании торжественно вручены Почётные грамоты Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Иде Генриховне Вигандт – ведущему специалисту АКГУП «Аптеки Алтая», Наталье Витальевне Кравченко – заместителю директора ГУ «Краевой справочно-информационный фармацевтический центр», Татьяне Эдуардовне Корепановой – главному специалисту по фармацевтической деятельности комитета по делам здравоохранения администрации города Бар-наула, Елене Филипповне Шараховой – заведующей кафедрой управление и экономика фармации АГМУ, а также Ольге Викторовне Петуховой – заместителю заведующего этой же кафедры.
Развитие аптечной системы Алтайского края привело к образованию разветвлённой сети фармацевтических учреждений и предприятий различных форм собственности. Сегодня лекарственное обеспечение населения осуществляют 840 аптечных учреждений, в том числе 190 аптек, 600 аптечных пунктов, 28 аптечных киосков, 22 аптечных отделения ЛПУ. В 66 аптечных предприятиях государственной и муници-пальной форм собственности работает 847 специалистов. Из них в сельских аптеках – 458 специалистов.
Однако развитие системы лекарственного обеспечения на этом не остановилось и некоторыми планами на будущее на конференции с присутствующими поделился начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.А.Елыкомов. Подчеркнув, что государственные аптеки являются гарантом получения гражданами социальных льгот на лекарственные средства, он сообщил, что в ближайшее время к АКГУП «Аптеки Алтая» присоединятся 13 аптечных предприятий, находящихся на территории края. Безусловно, сказал он, мы будем продолжать модернизацию государственных аптечных предприятий с использованием современных аптечных технологий.
Фармацевтические работники являются хранителями аптечных традиций и вековых секретов приготовления лекарственных средств. От них зависит жизнь и здоровье миллионов людей. Именно фармация и здравоохранение, восстанавливая и поддерживая здоровье граждан, оказывают положительное влияние на экономический потенциал. Этой главной мыслью было пропитано все торжество.
Для его участников был дан концерт симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края.

ОФИЦИАЛЬНО

ГУЗ «Краевой центр лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности»
Консультативно-методическая помощь по подготовке полного пакета документов на лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Адрес: 656024, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1 (Новая Краевая больница, 1 этаж), приемная - тел. (факс) 689-686, бухгалтерия – тел. (факс) 689-695.

Консультации и вопросы по телефонам:
689-704 - по лицензированию медицинской деятельности
689-698 - по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
29.01.09 г. состоялось общероссийское селекторное совещание по льготному лекарственному обеспечению населения
В общероссийском селекторном совещании по льготному лекарственному обеспечению, проводимом федеральной службой Росздравнадзора, приняли участие представители министерства здравоохранения края, территориального фонда обязательного медицинского страхования, фармацевтических организаций. В ходе совещания обсуждались вопросы уровня отсроченного лекарственного обеспечения в регионах, данные инвентаризации остатков аптечной сети и процесс реализации обеспечения дорогостоящими препаратами по семи нозологиям. Были заслушаны отчеты о состоянии дел в территориях, озвучен среднестатистический уровень отсроченного отпуска препаратов - в РФ он составляет 0,9% от общего количества выписанных рецептов. Краевые показатели не превышают этой цифры.
Федеральной службой Росздравнадзора был сделан акцент на необходимости реализации товарных остатков, соблюдении срока годности препаратов, обеспечении льготополучателей лекарствами в максимально короткие сроки. Стороны признали необходимость мониторинга состояния фармацевтического рынка в территориях (как цен, так и кадровой политики), сохранения аптечных предприятий и фармацевтических кадров. Подобная работа уже ведется Главным управлением администрации края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в Алтайском крае. По данным Главного управления, уровень цен, по отношению к прошедшему 2008 году, в регионе возрос в среднем на 10%, что также не превышает общероссийского уровня (субъекты РФ озвучили цифру в 10-15%).
Участники совещания отметили, что ассортимент лекарственных средств обширный, достаточно заменителей, поэтому процесс лечения при изменении стоимости ряда препаратов не пострадает. По итогам совещания ситуация с дополнительным лекарственным обеспечением в территориях была признана удовлетворительной.

В Росздравнадзоре обсудили ситуацию на российском фармацевтическом рынке
В Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития состоялось совещание по текущей ситуации на фармацевтическом рынке. Особый акцент был сделан на вопросах ценообразования и выработки превентивных мер по поддержанию стабильности фармрынка.
В совещании приняли участие специалисты Минздравсоцразвития России, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, представители всех участников рынка: дистрибьюторов, аптечных сетей, отечественных и зарубежных производителей, а также члены различных общественных организаций и аналитических компаний, сотрудники Росздравнадзора.
Был представлен мониторинг ситуации на российском фармацевтическом рынке по структуре, объему реализации лекарственных средств, изменению численности организаций и персонала, наличию дефектуры и уровню цен. Отмечено, что в структуре розничного и оптового звеньев каких-либо серьезных изменений, могущих повлиять на качество и доступность лекарственного обеспечения, на сегодняшний день не произошло. Если и закрываются какие-либо организации и предприятия, то, как и в прошлые периоды, по причине нерентабельности. Массового закрытия аптек и увольнения специалистов нет. Не отмечено также в субъектах Российской Федерации уменьшения объемов реализации лекарственных средств или сокращения ассортимента из-за дефектуры.
В тоже время, имеется некоторая обеспокоенность относительно производственного сектора рынка. Так, в Красноярском крае на ОАО «Красфарма» получили уведомление о сокращении более 1100 специалистов. Есть информация, что три завода приостановили выпуск ампульной продукции.
Росздравнадзором проведен анализ ситуации в различных секторах рынка: розничный (аптека), оптовый (дистрибьютор), производители, а также рынок коммерческих закупок и госконтракты. В системе госзакупок лекарственных средств для льготного отпуска ситуация с уровнем цен стабильная, торги проведены, поставки и выписка осуществляются в штатном режиме. С начала 2009 года в регионы поставлено лекарственных препаратов для льготных категорий граждан на сумму более 7 млрд.167 млн. рублей. На коммерческом рынке, где лекарства закупаются потребителем за собственные средства, в 75 субъектах отмечено повышение розничных цен в среднем на 11%. Наиболее высокие показатели в Московской, Курской и Магаданской областях, в Республиках Татарстан, Мордовия и Дагестан. Основная причина роста цен – изменения на валютном рынке. Однако необходимо отметить, что ситуация с ростом цен очень неоднородная, как по субъектам Российской Федерации, так и по производителям. На отдельные препараты изменения цены колеблются от 1% до 20%. Особенно увеличились цены в сегменте дешевых препаратов.
На сегодняшний день убытки от курсовых потерь взяли на себя участники фармацевтического рынка, и особенно это касается дистрибьюторов, участвующих в программах ОНЛС и «7 нозологий». Потребители лекарственных средств в гораздо меньшей степени ощутили произошедшие изменения.
В двух регионах предприняты меры для стабилизации цен: в Республике Ингушетия подготовлен законопроект о снижении торговой надбавки, а в Ханты-Мансийском автономном округе зафиксированы цены на 28 препаратов.
Участники совещания обсудили предложения Росздравнадзора, рассказали о своем видении ситуации и внесли соответствующие предложения по мерам, направленным на стабилизацию фармацевтического рынка. Подводя итоги совещания, руководитель Росздравнадзора Николай Юргель предложил обобщить, доработать все прозвучавшие предложения и направить их в Минздравсоцразвития России и другие ведомства для выработки и принятия соответствующих управленческих решений.
По мнению главы Росздравнадзора, в сложившихся условиях крайне важны постоянный диалог и четкое эффективное взаимодействие власти, бизнеса, гражданского общества, медицинского и фармацевтического сообществ, поэтому подобные рабочие встречи будут регулярными.
«Мониторинг ситуации будет продолжен, как в целом по стране, так и в каждом отдельном субъекте, как по всему фармрынку, так и по различным его сегментам. Помимо общих стратегических решений, принимаемых на государственном уровне, важно, чтобы каждый участник фармацевтического рынка ответственно подходил к выполнению своих функций и принимал активное участие в выработке и реализации антикризисных мер не только в общем масштабе, но и в конкретной организации. Наша главная задача – это бесперебойное обеспечение граждан Российской Федерации эффективными и безопасными лекарствами, а не нагнетание истерии вокруг возможных трудностей», - подчеркнул профессор Юргель.


Лекарственное обеспечение населения Алтайского края в рамках программы ДЛО в 2009г.
На 2009 год в крае от «соцпакета» из общего количества федеральных льготников (295,016 тыс.чел.) отказалось 61,1% (180,254 тыс.чел.), тогда как в прошлом году отказалось 62,5%. Всего на начало 2009г. имеют право на «соцпакет» 88 775 человек.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 №722 в конце 2008г. Правительством Российской Федерации всем субъектам из федерального бюджета были выделены дополнительные средства, в том числе Алтайскому краю 170,266 млн. руб. на 2008-2009 годы по Программе ОНЛС. 24.11.08 г. проведен открытый аукцион на поставку заявленных препаратов. Лекарственные средства поставлены в аптечные организации в декабре 2008г., что позволило обеспечить федеральных льготополучателей в январе – феврале 2009г.
Кроме того, на 2009 год Правительством Российской Федерации дополнительно выделены Алтайскому краю из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения по Программе ОНЛС средства в объеме 213,382 млн. руб. В счет данной суммы сформирована заявка сразу на 1 полугодие 2009 г., 18.12.08 г. проведен открытый аукцион на сумму 295 млн.руб. Товар начал поступать в аптеки с 28.12.08 г. Экономия по этому аукциону составила 14,21 млн.руб., на эту сумму планируется закупить дополнительные лекарственные препараты.
В целях улучшения обеспечения жизненно-важными лекарственными средствами больных, находящихся на гемодиализе, онкогематологических больных и больных акромегалией сформирован пофамильный краевой Реестр этих больных, препараты для их лечения на 1 полугодие 2009 г. закуплены централизованно и поступают в аптеки.
На 05.02.2009г. в рамках Программы ОНЛС обслужено 110,94 тыс. рецептов. Отпущено лекарственных средств на сумму 39,7 млн. руб.
Средняя стоимость рецепта составляет – 357,88 руб., средняя стоимость отпущенных лекарственных средств на одного больного – 1162,32 руб.
В настоящее время в аптеках края сложился запас лекарственных средств на сумму 227,06 млн. руб., что позволит обеспечивать федеральных льготников в течение 6 месяцев 2009г. Товар продолжает поступать в аптеки в соответствии с утвержденным графиком.
В целях своевременного и бесперебойного лекарственного обеспечения федеральных льготников в период «кризиса» в январе была сформирована заявка на 2 полугодие 2009г. Предположительно конкурсные торги пройдут в марте 2009г.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 №76 «О предоставлении в 2009 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов» Алтайскому краю на 2009г. выделена субвенция в размере 495,347 млн.руб. из расчета количества граждан в крае, имеющих право на «соцпакет» и суммы расхода на одного льготополучателя в месяц 465 рублей.
Информацию подготовила
начальник отдела федерального обеспечения
Главного управления Алтайского края
по здравоохранению и фармацевтической
деятельности
Е.Б. Кравец



ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЕКАРСТВ I
Новый отдел будет контролировать безопасность лекарственных средств
C 26 января 2009 года в ГУ «Алтайский краевой центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств» начал свою деятельность отдел клинической фармакологии и мониторинга безопасности лекарственных средств. О том, что послужило толчком к созданию этого органа, а также о его целях и задачах рассказывает начальник отдела, заведующая кафедрой клинической фармакологии Алтайского государственного медицинского университета, главный внештатный клинический фармаколог Алтайского края и Сибирского федерального округа, профессор, Нина Борисовна СИДОРЕНКОВА.

- Организация административной структуры по клинической фармакологии и мониторинга безопасности лекарственных средств продиктована, конечно, необходимостью сегодняшнего дня. На эту тему существует специальное распоряжение Росздравнадзора по организации региональных центров или отделов, которые бы контролировали эффективность и безопасность использования лекарственных средств на всей территории Российской Федерации. Решение о создании такого отдела у нас в крае принял начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности профессор В.А.Елыкомов. Предварительно этот вопрос был согласован с руководителем Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Алтайскому краю профессором В.А.Трешутиным, ректором Алтайского государственного медицинского университета профессором В.М.Брюхановым и директором ГУ «Алтайский краевой центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств» А.Ф Леером.
Значительные успехи в различных областях медицины, достигнутые в последние годы, во многом обязаны внедрению в медицинскую практику новых высокоактивных лекарственных средств. Количество лекарственных препаратов сегодня на рынке достаточно большое и, может быть, не просто большое, а трудно оценимое с точки зрения эффективности и безопасности, рациональности их использования в лечебной практике. Тут есть три позиции: первое, трудно сразу оценить, носколько рационально назначено именно это лекарство, второе, насколько безопасно оно будет с учётом тех проблем, которые имеет пациент, т.е. можно ли ему безопасно его использовать, третье, сколько это будет стоить. Не существует чёткой, регламентированной позиции, какое лекарственное вещество заранее нужно выбрать: дорогое или дешёвое. Есть оригинальные препараты – очень дорогие, есть дешёвые генерики. И все они имеют побочные реакции. И поэтому говорить о том, что если мы будем лечить дёшево, это будет обязательно плохо – не всегда правильно. Мы можем лечить дорого, и это всё равно будет неправильно, потому что побочные реакции всё равно будут. Отношение к этой проблеме должно быть одновременно и разумным, и в рамках закона. Вот почему и было принято решение организовать такую структуру при государственном учреждении, каковым является ГУ «Алтайский краевой центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств».
Чем занимается этот центр? По заявкам населения или каких-то организаций сотрудники «Центра» определяют, есть ли в лекарственном препарате та субстанция, которая в нём должна быть, или её там нет. Насколько этот препарат вообще имеет право быть на рынке. Ведь много подделок, много «несостоявшихся» лекарственных средств, которые используются населением. Если включиться в нашу алтайскую радиосеть, то с утра до вечера можно услышать рекламу каких-то препаратов и «суперрекомендации» по их использованию при различных заболеваниях. И остановить это пока невозможно.
Поэтому должна быть ещё государственная структура, и она создана вовремя, которая будет контролировать не просто качество самой субстанции, а её эффективность, т.е. должен проводиться «мониторинг эффекта» у конкретного пациента. Основной целью деятельности отдела клинической фармакологии и мониторинга безопасности лекарственных средств Алтайского краевого центра по сертификации и контролю качества лекарственных средств является повышение безопасности населения Алтайского края при проведении фармакотерапии, формирование и реализация в лечебных учреждениях края политики, направленной на максимально эффективное, наимение затратное и безопасное использование лекарственных средств.
Есть эффект от лекарственной терапии – хорошо. При этом врач должен чётко объяснить пациенту, что с приемом препарата могут быть и некоторые нежелательные проявления. О них говорится в инструкции, которая прилагается к любому препарату. Но дело в том, что на этом не всегда фиксируется внимание. Врачи очень заняты, у них недостаточно времени на приеме, они перегружены. Всё так. Но это тоже их работа, которую они обязаны выполнять в рамках своей профессиональной деятельности.
Важным направлением работы отдела будет проведение мониторинга безопасности лекарственных средств на территории Алтайского края на основе анализа, систематизации и верификации спонтанных сообщений о непредвиденных побочных реакциях и случаях терапевтической неэффективности лекарственных средств. Поэтому нам сейчас предстоит огромная работа, организационная и просветительская, среди главных специалистов, штатных и внештатных, Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности, среди начмедов, других руководителей системы здравоохранения края, чтобы они поняли важность этой проблемы. Сегодня мы должны во всеуслышание говорить об опасности беспечного, широкого и бесконтрольного использования лекарственных средств.
Для контроля за безопасностью использования лекарственных средств мы раздадим во все лечебные учреждения картыизвещения.
Работа лечебного учреждения будет оцениваться не только по тому, сколько денег там потрачено на лечение какой-то нозологии, но и по тому, сколько было направлено сообщений о неблагоприятных побочных реакциях. Эти сведения будут сообщаться нам в электронном и в письменном вариантах. Если возникла неблагоприятная реакция на приём лекарства, врач обязан немедленно сообщить об этом по инстанции.
В отделе клинической фармакологии и мониторингу безопасности лекарственных средств вместе со мной будут работать: И.В.Москвитина – врач первой категории, являющаяся клиническим фармакологом МУЗ «Городская больница №12», О.В.Медведева – врач первой категории, заведующая терапевтическим отделением и клинический фармаколог МУЗ «Городская поликлиника №11», А.В.Манукян – врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической фармакологии АГМУ.
В настоящее время деятельность сотрудников отдела направлена на подготовку регламентирующих и методических документов. Как Председатель научно-производственного совета по клинической фармакологии ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности я обязательно в ближайшее время разъясню клиническим фармакологам принципы проведения мониторинга безопасности лекарственных средств. Мы будем тесно взаимодействовать с практическим здравоохранением, руководителями ЛПУ, Главным управлением по здравоохранению и фармацевтической деятельности, а также органами Росздравнадзора в области обеспечения рациональной фармакотерапии, профилактики осложнений лекарственной терапии и организации медицинской помощи в случае развития тяжёлых лекарственных реакций.

ЮРИДИЧЕСКИЕ И АУДИТОРСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ I
Платить придется по письму

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору подготовила в 2007 г. ряд писем, касающихся вопросов природопользования. В них разъясняется, что за размещение отходов должна вносить плату и представлять расчет практически любая организация, даже торговая, поскольку у нее всегда будут отходы. Краткий обзор законодательства и разъяснений Ростехнадзора провела аудитор юридической компании "Юнико-94" Ирина Титова.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 (в ред. от 26.06.2007) "Об охране окружающей среды" установлено, что за негативное воздействие на окружающую среду следует платить. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления (здесь речь идет об аптеках); загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и дру-гими видами физического воздействия и т.д.
Постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.92 (в ред. от 12.02.2003) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Приказом Ростехнадзора N 204 от 05.04.2007 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2007 г. вопросам расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду посвящено очень много писем Ростехнадзора, в частности письма N 04-09/1239 от 04.09.2007, N 04-09/1037 от 02.08.2007, N 04-09/1002 от 25.07.2007 и др. В них указывается, что передачу отходов с переходом права собственности следует отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов (письмо Ростехнадзора N 04-09/1001 от 25.07.2007).
Таким образом, если предприятие передало право собственности на образовавшиеся в результате ее деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в т.ч. по внесению платы, возникают у нового собственника отходов. Причем предприятие может передать право собственности на отходы только организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Письмо Ростехнадзора N 04-18/1038 от 02.08.2007 затрагивает вопросы платежей за негативное воздействие при наличии у организации арендных отношений. Согласно гражданскому законодательству в соответствии с договором аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Предприятие, арендуя помещение, ведет там свою хозяйственную деятельность, в результате которой образуются в числе прочего и отходы. Собственником таких отходов является арендатор. Соответственно именно на него ложится бремя "экологических" платежей. В то же время в договор аренды можно включить пункт о передаче права собственности на отходы арендодателю.
В связи со всем вышесказанным представители Ростехнадзора рекомендуют в договоре аренды напря-мую указывать, кому именно принадлежат отходы деятельности - либо арендатору, либо арендодателю, либо третьему лицу. Однозначное отражение в договоре этого момента поможет избежать недоразумений, в частности, связанных с начислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, если у торговой организации, которой является аптека, на балансе нет никаких транспортных средств и не оформлен договор на передачу прав собственности на бытовые отходы специализированной организации, то для того, чтобы вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, нужно встать на учет в территориальном отделении Ростехнадзора; получить в территориальном отделении Ростехнадзора или региональном экологическом комитете разрешение на размещение отходов производства и потребления (в пределах лимитов) и определить лимиты размещения отходов; на основании полученного разрешения и утвержденных лимитов самостоятельно выполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Наличие утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов обязательно. При их отсутствии плата за размещение отходов взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Если на балансе организации есть транспортные средства, то в соответствии с письмом Ростехнадзора N 04-09/455 от 27.04.2007 необходимо встать на учет в качестве плательщика экологического сбора в соответствующем управлении Ростехнадзора (по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - по месту регистрации владельца передвижного объекта). Лимиты для транспортных средств не установлены, поэтому организации необходимо самостоятельно представить расчет в зависимости от расхода каждого вида топлива и вносить плату за загрязнение окружающей среды.
Приказом Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 установлены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В настоящее время за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду на нарушителя может быть наложен административный штраф (ст. 8.41. КоАП РФ).
Подготовил И.Л.ТИТОВА
http://www.unico94.ru/consult/all_docs/2008/farm_vesn7/


Правила внутреннего трудового распорядка
Вопрос:

Необходимо ли ежегодно утверждать Правила внутреннего трудового распорядка?
Ответ:
Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (статья 189 ТК РФ).
Согласно статье 190 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников (статья 372 ТК РФ) и являются, как правило, приложением к коллективному договору.
Трудовой кодекс не конкретизирует процедуру утверждения Правил работодателем после учета мнения представительного органа работников. По нашему мнению, нет необходимости ежегодно утверждать Правила внутреннего трудового распорядка.
Если же в Правила внутреннего трудового распорядка решено внести изменения, то эти изменения необходимо довести до сведения работников за два месяца до их утверждения, как того требует статья 74 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением ор-ганизационных или технологических условий труда».
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И.Л. Милушина, 23.01.09 г.

Государственные закупки лекарственных средств
Вопрос:

Аптека МУЗ "КБ № 5" производит закуп согласно Закону № 94-ФЗ, в настоящий момент организуется отдел розничных продаж, просим сообщить, на основании каких документов свободный закуп для розничной реализации не подпадает под действие данного Закона?
Ответ:
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2008 г.) указанный Закон регулирует только отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 1) и, соответственно этому, применяется только в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 1).
К розничной торговле с населением какими бы то ни было товарами данный Закон не имеет никакого отношения.
09.02.09 г.

Срок действия сертификата соответствия на продукцию медицинского назначения
Вопрос:

Каким нормативным документом регламентировано вхождение даты выпуска изделий медицинского назначения в период срока действия сертификата соответствия?
Ответ:
Согласно абзацу 3 пункта 3.5.3. "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 г. N 15 (в ред. от 11.07.2002 г.), для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.
Таким образом, если продукция была реализована изготовителем до истечения срока действия сертификата соответствия, то такой сертификат сохраняет свое действие при поставке (продаже) продукции в течение всего срока годности (службы).
05.02.09 г.

Безрецептурный отпуск Нурофен Плюс
Вопрос:

Нурофен Плюс, по приказу Минздрава № 578 входит в перечень препаратов, отпускаемых без рецепта врача. В то же время в регистрационных документах, на упаковке препарата и в инструкции по применению представлена информация "отпуск по рецепту". В связи с этим вопрос: имеет ли право аптека реализовывать данный препарат без рецепта врача?
Ответ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 30.12.2008 г.) перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет Минздравсоцразвития РФ. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
Согласно «Перечню лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.09.2005 г. N 578 (в ред. от 26.07.2007 г.), в данный Перечень включен Кодеина фосфат 12,8 мг + Ибупрофен (Нурофен Плюс).
Таким образом, действующее законодательство не ставит возможность безрецептурного отпуска лекарственного средства в зависимость от текста в Инструкции по применению лекарственного средства.
Заметим, что в нарушение требований указанного выше положения Закона № 86-ФЗ дополнение к Перечню в 2008 году Минздравом не издавались.
Директор юридической компании «Юнико-94»
М.И. Милушин, 05.02.09 г.


Наши партнёры